Книга памяти в действии

0
396
views

Вышедшая в прошлом году «Книга нашей Памяти. Светлоярский район», выпуск 1-й: «Земляки, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны» поступила во все светлоярские школы и библиотеки. Мы расскажем несколько жизненных историй, связанных с далекой войной, но продолжающих беспокоить родных погибших солдат, про которых рассказано в этой книге.
Напомним, эта книга стала продолжением Книги Памяти Светлоярского района, вышедшей в 1995 году. Во- первых, за эти годы у исследователей появились новые возможности поиска, и новые документы продолжают появляться в доступных для исследователей базах данных. Во-вторых, в старой Книге Памяти было указано, что изучение документов войны будет продолжено. Поэтому в новой «Книге нашей Памяти» появился отдельный список ранее ошибочно увековеченных, в котором значатся 775 фамилий из 2821 из всех предыдущих изданий. Но на этом открытия не закончились. Об этом мы и расскажем.

История первая. Накануне Дня Победы у меня раздался звонок из Калмыкии. Внук солдата Мукубенова Менге Бадмаевича прочитал в «Книге нашей Памяти», что его дед погиб в феврале 1943 года на Украине, в Днепропетров-ской области. Юрий Мукубенов сообщил мне, что дед выжил, вернулся после ранения на фронт, откуда его в 1944 году депортировали в Сибирь, но и это он пережил, вернулся домой и умер в 1966 году. Я рассказал Юрию историю своего отца, которого ранило на Северо-Западном фронте, а домой пришла похоронка, и из-за этого его тоже ошибочно включили в Книгу Памяти. Мой отец об этом так и не узнал, но я нашел все документы. А здесь Юрий приехал в Червленое к родственникам и увидел нашу светлоярскую книгу. Спасибо ему за правду.

История вторая. Звонок из Райгорода – специалист сельской администрации Ольга Сергеевна Бобылева спросила про Бунина Никифора Степановича, уроженца села, но числившегося и как Никифор, и как Николай, с годами рождения 1903 или 1900. Оказалось, что на сельском кладбище есть его могила, на которой указано, что он умер в 1974 году. Для меня это стало поводом искать разгадку. И она была найдена в документах светлоярского военкомата. В книге призванных в Красную Армию есть запись о том, что Бунин Никифор Степанович, 1903 года рождения, призван 19 августа 1941 года, а через не-сколько строк – Бунин Николай Степанович, 1900 года рождения, призван 19 ноября 1941 года. Два брата воевали, и оба вернулись с фронта! Значит, в «Книге нашей Памяти» Бунин Никифор Степанович числится ошибочно. И я снова рад этому обстоятельству, что еще одна разгадка судьбы солдата удалась. Вот бы еще найти родственников этих братьев, тех, кто их помнит. Я допускаю, что если Никифор Степанович значится пропавшим без вести в сентябре 1941 года, то, возможно, он был в плену. Мы постараемся и об этом узнать.

История третья. Проверяя свои записи, я встретил имя Полтавченко Сергея Семеновича из Ивановки. Он попал в плен в самом начале войны, и в «Книге нашей Памяти» было указано, что его дальнейшая судьба неизвестна. Он находился в лагере на территории Польши. И вот получилось узнать, что этот солдат был освобожден из плена, а в 1985 году награжден юбилейным орденом Отечественной войны 2-й степени.

История четвертая. Заместитель главы Светлоярского района Юрий Николаевич Усков нашел в книге брата отца. И тут оказалась небольшая ошибка: в книге Усков Степан Алексеевич, а должно быть Стефан. И хотя я указал, как в документах, пришлось исправить, потому что родные имеют на это право.
Небольшой тираж книги практически разошелся, но я не теряю надежды, что продолжение книги вполне возможно, теперь уже с исправленными данными, а может быть, с портретами воинов. Ведь можно собрать фото наших павших героев и выпустить отдельным изданием.

Мы продолжаем находить новые документы, открываем новые имена наших земляков. В настоящее время – 2833 человека (в книге было 2834), количество ошибочно увековеченных стало 779 человек (было 775). Но многие судьбы еще документально не проверены – у 242 человек не найдены документы, и они еще ждут своей разгадки.

Александр СМИРНОВ