«Живи за меня»

0
179
views

Посвящается всем, кто ушел на войну навсегда Участник Сталинградской битвы перед смертью успел подержать на руках долгожданного сына.
Эта история произошла с женой моего брата. Елена с детства знала, что ее дедушка покоится на главной высоте страны. В свое время бабушке приходило извещение о том, что младший сержант Дмитрий Петрович Сарычев, погибший 8 сентября 1942 года в боях за Нижнюю Ельшанку Сталинграда, перезахоронен на Мамаевом кургане.
Родился Дмитрий Сарычев в 1917 году в воронежском селе Кутки. Там же женился на певунье-хлопотунье Анне. Небогато, но дружно жили. Молодой муж был и столяр, и плотник, и хлебопашец. И жена от него не отставала. Одно омрачало семью – детей не было. Так прошло восемь лет. И вот наконец-то поздней осенью 1940 года Анна забеременела. Радости супругов не было конца. Думали-гадали, как назвать долгожданного первенца, предвкушали, сколько интересных хлопот будет у них летом-осенью.
А в июле, за месяц до родов, Анна проводила мужа на фронт. Сын родился 31 августа 1941 года. Назвали его Виктором. Было малышу шесть недель, когда хмурым октябрьским предвечерьем в окошко тихо постучали. Анна открыла дверь и обмерла: муж! Оказалось, его часть перебрасывали из Воронежа под Сталинград, и новоиспеченный отец уговорил командира разрешить забежать домой.
– Бабушка рассказывала, что она бросилась собирать на стол, – рассказывает Елена, – а муж ее остановил: «Времени нет». Взял сына на руки, пелен-ки развернул. Сказал: «Ну, живи за меня, мать береги, а я пошел бить фашистов…»
Прижал жену вместе с милым свертком к себе. И ушел. Навсегда…
Младший сержант Дмитрий Петрович Сарычев погиб 8 сентября 1942 года – через месяц после начала Сталинградской битвы.
Сын бойца – тот самый малыш в пеленках – вырос добрым и работящим человеком. Поднял на ноги двоих сыновей и дочь. К сожалению, сейчас его уже нет в живых.
История эта имеет удивительное продолжение. Елена, которая живет в Воронежской области, попросила меня поискать на Мамаевом кургане фамилию дедушки. Я добросовестно и долго искала, но не нашла. Ведь там семь с половиной тысяч имен, причем расположены они не в алфавитном порядке.
Не так давно родственница сама оказалась в Волгограде. На курган отправилась вместе с мужем и детьми.
– Было очень жарко, горячее волжское солнце палило неумолимо, – рассказывает Елена. – Пока поднимались по ступеням, мой трехлетний сын устал и пришлось взять его на руки. Была я, можно сказать, обессилена. Да и зрение у меня не очень. Но когда мы зашли в Зал воинской славы, я только подняла глаза и сразу же увидела родную фамилию. Как будто дедушка меня ждал, помочь хотел – не мучайся, мол, внучка, по жаре да с ребенком на руках, не ищи долго – вот он я…
– На Мамаевом кургане я прочитала сыну высеченные на стене знаменитые слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Конечно, смертны, раз вместо мужа и отца домой пришла похоронка. Но и бессмертны тоже – ведь все-таки встретила я дедушку на этой высоте, — вытирает слезы внучка героя.

Светлана Перегудова