Чек на страну

0
317
views
Moscow. Russia. An example of a privatization voucher that allows to check quality of a security. (Photo ITAR-TASS/ Igor Zotin) Москва. Образец приватизационного чека, по которому сверяется качество печати ценной бумаги. Фото Игоря Зотина /ИТАР-ТАСС/

В этом году исполняется 30 лет как в России началась ваучерная приватизация.

В 1992 году ваучерная приватизация постучалась в дома и кошельки россиян. Приватизация объявлялась «народной», владельцами активов акционерных обществ, в которые превратились вчерашние заводы и колхозы, должны были стать все граждане некогда советской страны. Борис Николаевич Ельцин объявил: «Нам нужны миллионы собственников, а не горстка миллионеров». Так на каждого человека теперь, вне зависимости от того пенсионер это, пионер или трудящийся полагался один ваучер —  приватизационный чек на 10 000 рублей, не за бесплатно, а за 25 рублей. Анатолий Чубайс убеждал счастливых владельцев ваучеров в том, что лишь на один такой чек можно приобрести целых 2 «Волги»! Но купить автомобили за ваучер было нельзя.

Проведение ваучерной приватизации в России по сути открыло рынок ценных бумаг в стране, казалось бы, явление положительное – богатства страны в руки народа, страну на рыночные рельсы, но приватизацию ожидал крах. Советские люди не знали, что делать с полученными в кассах ваучерами, как ими распорядиться, по задумке авторов приватизации – А. Чубайса и Е. Гайдара, ваучеры нужно было менять на акции предприятий таких, например, как Газпром. Однако распорядились ваучерами таким образом только единицы.

ЧТО ЖЕ СДЕЛАЛИ С ВАУЧЕРАМИ СВЕТЛОЯРЦЫ?

Супружеская чета РОМАНОВЫХ лихие 90-е встретила в поселке Привольном Светлоярского района. Рассказывает  глава семьи Александр Петрович:

-Тогда еще процветал племзавод «Привольный», от которого мы с супругой и получили свои ваучеры. Как и некоторые другие односельчане, я вложил свой ваучер в акции некого «Царицына», организация пропала также быстро, как и появилась. Супруга скептически отнеслась к затее правительства и к ваучерам, никак его не реализовала, до сих пор пылится где-то в качестве напоминания о былом.

Жительница Светлого Яра  Татьяна Ивановна РЫЛЬКОВА не сразу вспомнила о таком феномене приватизации как ваучер, спасибо, напомнил супруг:

-Теперь я припоминаю, у нас тоже были ваучеры, так сразу и не вспомнишь, целая жизнь прошла! Свой ваучер я сразу продала, порадовала себя – купила красивый костюм, а муж придержал его, так он и «завис».

Другая жительница Светлого Яра Людмила Серафимовна ИВАНОВА ваучеры получила по месту работы — от некогда знаменитого БВК:

-Всех тонкостей ваучеризации не помню, но приватизационный чек получили все члены моей семьи. Один из ваучеров отнесла в МММ, какая участь постигла остальные  уже и не помню, но ни копейки дивидендов от полученных акций мы  не получили.

Как вспоминает Людмила Серафимовна,  кто-то из ее цеха все-таки смог удачно вложить свои ваучеры в акции Газпрома. А вот  ее подруги распорядились ваучерами интереснее – одна, продав ваучеры, купила сыну на свадьбу 6 ящиков водки. Другая в порыве хозяйственности пыталась собрать все ваучеры домочадцев, однако сын, отдававший долг Родине, свой ваучер в армии продал и прогулял. Позже мать пришла к выводу, что это был единственно верный способ использования ваучера.

За 30 лет многие жители нашего района забыли слово «ваучер», многие путают ваучеры с акциями, которые некоторым позже выдавали на работе. Как показывает практика, мало кто смог распорядиться приватизационными чеками таким образом, чтобы завладеть хотя бы частичкой тех богатств, которые сулили авторы приватизации.

Ирина  РОМАНОВА
Фото – из откр. источника