Разрушенная Покровская церковь в Цаце считалась одной из самых красивых в округе
Более 80 лет село не слышало колокольного звона, который когда-то взмывал ввысь, посылая жителям радость и надежду.
Четыре здания
Первый деревянный молитвенный дом в селе Цаца построен в 1804 году во имя Святителя Николая Чудотворца. Здание купили в Светлом Яре, к приходу которого были приписаны жители Цацы. В 1815 году в селе был назначен собственный церковный причт.
В 1846 году в Цаце построили и освятили деревянную церковь на каменном фундаменте. Она была очень красивой и считалась одной из лучших в то время в Черноярском уезде. Но, к сожалению, просуществовала недолго. В августе 1848 года церковь сгорела по причине неосторожности сторожа. Вместо нее уже в конце 1849 года был устроен временный деревянный молитвенный дом, в котором проходили службы.
Новая деревянная церковь появилась в Цаце в 1853 году. Ее построили по плану сгоревшего храма. В 1900 году здание расширили. Вот описание Покровской церкви:
«Церковь деревянная на каменном цоколе, снаружи обшита тесом, а внутри оштукатурена. Покрашена масляной краской. Покрыта железом, выкрашенным в зеленый цвет. Длина церкви, считая колокольню, – почти 28 метров, наибольшая ширина – 23 метра, высота до верха карниза – 15 метров.
На церкви – шесть больших глав и пять малых. Больших окон – 25 штук, дверей наружных двустворчатых, обшитых железом – 3, внутренних двустворчатых – 4, одна обшита железом. Длина иконостаса – 22 метра, высота в средней части — почти 13 метров, в боковых частях — около 5 метров.
Церковь холодная (то есть неотапливаемая — прим. авт.). Колокольня — в два с половиной яруса, общая высота — более 22 метров. Имеются закрытые сени, со стеклами».
В 1878 году храм обнесли деревянной оградой с кирпичными столбами, покрытыми железом. Ограда была устроена как частокол. Ее длина составляла 160 метров, высота — почти 2 метра. Имелись красивые большие ворота.
В 1906 год в Цацинском храме насчитывалось 3168 прихожан. Действовало народное училище, законоучителем в котором был священник Дионисий Гаврилович Еланский.
После установления в селе советской власти церковь неоднократно подвергалась грабежу. Окончательно ее закрыли 22 марта 1939 года. После войны в здании устроили клуб, а затем склад для зерна. В 1968 году бывшая церковь сгорела по неустановленной причине – от молнии или поджога.
До последнего вздоха…
С 1848 по 1918 годы в храме Покрова Божией Матери в Цаце служили
священники Евстратий Быстролетов, Алексей Иоаннович Хованский, Алексей Беневоленский, Дионисий Гаврилович Еланский, Иаков Викторович Царевский, Дмитрий Андреевич Ялынычев;
диаконы Николай Андреевич Троицкий, Гергий Григорьевич Попов, Павел Евстафьевич Жабин, Ксенофонт Павлович Цендровский, Василий Алексеевич Казанский, Симеон Николаевич Кузьмин, Стефан Васильевич Попов, Николай Бочков;
псаломщики Петр Троицкий, Павел Емельянович Алимов.
Осенью 1918 года царицынская большевистская газета «Борьба» писала: «Попы и священнослужители перевелись в Цаце совершенно. Старшего из них за контрреволюционные проделки расстреляли наши в сентябре. А других (священника, дьякона, церковного служителя) зарубили шашками жлобинские кавалеристы по недоразумению. Они собирали по деревне хлеб, а ворвавшаяся наша кавалерия подумала, что они везут хлеб кадетам».
«Однако в общем и этот прискорбный инцидент послужит на пользу революции, меньше у нас будет тунеядцев», — цинично заканчивал заметку корреспондент газеты, скрывавшийся под инициалами «Исм. Дж.».
Впрочем, если речь здесь идет о смерти последнего упоминающегося в Цаце священника Ялынычева Дмитрия Андреевича, то все было немного иначе. «Восходу» удалось найти правнука батюшки. Виктор Комягин живет в Волгограде. Вот что он рассказывает:
-Прадед был назначен настоятелем храма Покрова Божей Матери в Цаце в самую лихую годину — 28 апреля 1917 года. По воспомининям родственников, он был необычайно красивым человеком и очень хорошо пел. Во время отступления Белой армии отказался уходить с ней, сказав: «Как же без меня будут прихожане?» В январе-феврале 1919 года село было захвачено бандитами. Дочери священника, моей бабушке Клавдии было тогда лет 6-7. Она не знает, кто это были — красные, анархисты, черносотенцы или другие, но запомнила всадников и шашки. Дьякона привязали к столбу и хлестали шашками плашмя, а он кричал: «Я ваш!..». Потом взялись за священника… Прадеда утопили в вырубленной в виде креста проруби в озере Цаца. На руках у матушки Ольги Андреевны (урожденной Архангельской) осталось четверо детей — два сына и две дочери. В селе ее называли «красная попадья» — за рыжий цвет волос. Она умерла до войны. Там, где было кладбище сейчас бежит железная дорога. В Волгограде это место называется Нижняя Ельшанка.
Нарисованнаый храм
Не один год историей Цацинского храма занимается местный педагог, руководитель школьного музея Елена Москаленко:
— Я разговаривала со многими старожилами села. По их описанию, церковь была большая, красивая, внутри украшенная не только росписями, но и мозаичными панно. Стоял храм на месте современного детсада и парка. Перед церковью была площадь, где проходили ярмарки. По рассказам местных стариков, когда церковь закрыли, сначала не могли найти людей, которые бы согласились сбросить колокола и кресты. Потом вызвались двое из местных. Как говорят люди, их потомки живут в бедах. В школьном музее хранится паникадило из разрушенной церкви. А еще на местном кладбище на безямянной могиле установлен ажурный железный крест. Старожилы говорят, что это крест с купола храма.
Кстати, именно Елена Викторовна нашла в селе несколько бесценных фото, на которых остался Покровский храм. Сегодня они впервые публикуются.
-В нашем селе Покров — это престольный праздник, — говорит Елена Москаленко. — К нему всегда готовимся и широко празднуем. Церкви нашей нет. А Покров Богородицы — с нами. На Него и уповаем.
Елена Викторовна часто рассказывает ученикам о разрушенной церкви. Иногда просит школьников представить и нарисовать ее. Один из таких рисунков она прислала в редакцию. На нем золотой храм в окружении золотых пшеничных полей и радостные люди около него. Говорят, детская молитва доходчива. Остатся надеяться, что и нарисованная церковь когда-нибудь станет явью.
Светлана Перегудова.
Фото из архива Елены Москаленко.