Перекресток цивилизаций. Буддизм

0
1143
views

И вновь, уважаемые читатели, я расскажу вам о светлоярском «Перекрестке цивилизаций». В июне-июле мы побывали с вами в христианских храмах и мусульманской мечети. А сегодня нас ждёт путешествие в древний и таинственный мир буддизма. Это третья и заключительная часть туристического маршрута «Перекрёсток цивилизаций».

Буддизм – самая немногочисленная мировая религия из трёх основных конфессий. Принадлежность
к ней не зависит от расы, национальности или географии проживания её последователей. Вот почему сотни миллионов адептов буддизма встречаются
не только во всех регионах Азии и Дальнего Востока, но и во многих государствах на других континентах.
Если не знать основы буддизма, невозможно приблизиться
к пониманию величайших восточных цивилизаций, возникших на территории Индии, Китая, Тибета, Монголии, пропитанных его философией.
Возникновение этой конфессии относится к I тысячелетию до нашей эры. Сколько лет буддизму, было определено в 1956 г., когда в ЮНЕСКО решели отметить юбилей этого величайшего учения, существующего на Земле вот уже 2 500 лет.
За 25 веков существования буддийская философия впитала массу разнообразных духовных практик и обрядов. Одни сторонники буддизма считают основной рефлексию на базе медитации, другие предпочитают заниматься полезными делами, третьи делают акцент
на почитании Будды. Несхожесть в концепциях и представлениях и породила существование нескольких буддийский школ, сильно различающихся между собой.
Буддизм – это в первую очередь философское учение, цель которого – направить человека на поиск истины, выхода из сансары (неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти – прим. ред.), осознание и видение вещей такими, какими они являются (один из ключевых аспектов буддизма).
Впервые в Европу буддизм как живую и действующую традицию принесли калмыцкие кочевники (ойраты) в середине XVII в.
Именно в это время ойраты пришли в волжские степи и
на территорию нынешней Волгоградской области. Свидетельство тому – исторические факты, которые приводят в своих работах многочисленные историки и картографы.
Уникальным явлением, связанным с буддийской историей Волгограда, является возникновение миссионерского поселения немецкой религиозной общины гернгутеров Сарепта
к югу от Царицына (ныне – территория Красноармейского района Волгограда) с целью обращать язычников-калмыков в христианскую веру. Расположение кочевий к югу от города явилось причиной выбора месторасположения миссионерской колонии. История взаимоотношений немцев-гернгутеров и калмыков-буддистов раскрывает глубокие буддийские традиции калмыков, кочевавших в пределах старого Царицына.
Калмыки – работящие и гостеприимные люди. Многие дружили и дружат с русскими семьями. В давние времена мужчины в основном работали чабанами, им помогали женщины и дети. Жили в глинобитных мазанках под названием «хурсун».
В середине XIX в. часть территории (ныне – село Солянка) была приобретена князем Тундутовым, именно там он создал прекрасный парк, построил свою летнюю резиденцию.
На этих землях находился буддийский храм (сюме), буддийская ступа (чортен), где был захоронен князь Церен Давид Тундутов – первый представитель калмыцкого народа в первой Государственной Думе России.
Отсюда, через Сарепту уходили буддийские паломники
в Тибет учиться у высоких лам, чтобы поддерживать живую традицию буддизма у себя
на Родине. Интересен тот факт, что только калмыцкие князья Тундутовы имели особую печать от Далай-ламы, позволяющую беспрепятственно проходить
в столицу Тибета Лхасу, тогда как для европейцев в начале
XX в. она оставалась закрытой.
Князья Тундутовы ведут свой род от Чингизидов. По преданию их предки имели божественное происхождение. Тундутовых считали хранителями старинных традиций, высшими наставниками калмыцкого народа. По сути кочевники, они стали жить в традициях русского дворянства. В тех же традициях в конце 80-х гг. XIX в. князь Тундутов построил великолепный двухэтажный особняк. Считается, что на строительство загородной дачи именно в этом месте его благословил буддийский монах.
История небольшого села Червлёное Светлоярского района началась в 1660 г., когда на землях, принадлежавших богатому роду князей Тундутовых, возникло поселение Аир Авгнр, основанное братьями Очировыми. Позднее оно получило наименование «Червлёное», по названию речки Червлённая (Тэргтэ). То есть основателями села были калмыки, однако в настоящее время
в Червлёном проживает лишь 4% калмыцкого населения.
В истории села Червлёное Светлоярского района значимое место занимает великий просветитель калмыцкого народа Номто Очиров. В 1908 г., будучи студентом, он записал со слов сказителя и впервые опубликовал героический эпос «Джангар». Эта работа была признана выдающимся открытием в научном мире. Благодаря ему эпос «Джангар» сохранён для потомков
в письменном виде как всемирно известный памятник культуры калмыцкого народа. Позже Номто Очиров составил калмыцкий букварь, который был издан
в 1915 г. в Петрограде, стал автором современного калмыцкого алфавита, был создателем и редактором первой калмыцкой газеты.
Тундутовская дача – бывшая усадьба калмыцких князей Тундутовых, расположенная на территории Червлёновского поселения Светлоярского района.
В ту пору парк Тундутовых включал в себя более 1 500 деревьев, в том числе и тропических. В глубь парка вели тополиные аллеи, статуи нимф, чуть поодаль располагался домик управляющего. По легенде, для охраны ценных пород деревьев князь Тундутов выпускал в сад огромного питона, который под утро возвращался домой.
По воспоминаниям старожилов, у Тундутовых был свой фамильный склеп. Рассказывают, что, когда у одного из князей умерла совсем юная дочь, отец похоронил её в самой глубокой нише, куда высыпал много золотых монет. Все гости, навещавшие имение князей, должны были почтить память красавицы-дочери и оставить там несколько золотых монет. На месте древнего фамильного склепа сейчас находится братская могила русских солдат, павших в Сталинградской битве. В настоящее время сохранена аллея тополей, своим величием поражают дубы. В 2015 г. восстановлен фонтан, расположенный на территории балки.
Хочется отметить, что Тундутовская дача является памятником лесоводства в условиях полупустыни, рукотворный островок искусственных лесных насаждений на Ергенинской возвышенности. В верховьях балки сохранилась
небольшая популяция редчайшего кустарника майкарагана волжского, включённого в «Красную книгу» Российской Федерации и Волгоградской области.
7 мая 2010 г. в селе Солянка состоялось торжественное открытие первой буддийской ступы
в Волгоградской области.
Каждая часть ступы символизирует одну из пяти стихий: нижняя квадратная – землю, шарообразная – воду, золотые кольца наверху – огонь, короноподобный зонт над ними – воздух. Ступа Просветления высотой 7 метров и 1 сантиметр.
В неё заложены свитки с молитвами, сутры, немало драгоценных символических предметов, таких как ритуальные статуэтки (цаца), сосуды с водой из священного Ганга и колодца Будды
из Джетты. Здесь также земля, привезённая из святых мест Индии, где великий Учитель Будда и его не менее великие последователи жили и даровали Учение. Будду переодели в золотые одежды и воцарили на законное место. По традиции рядом сжигают продукты, чтобы запах пищи дошёл и до
богов.

По буддистскому учению ступы служат для уравновешивания энергий окружающей местности, приносят мир и благоденствие, выполняют просьбы, независимо от вероисповедания молящихся, способствуют просветлению ума. Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче часто говорил, что ветер благословения ступы в любой день может коснуться каждого и принести ему удачу.

Вот и закончилось наше путешествие по маршруту «Перекрёсток цивилизаций». Если вы хотите увидеть всё своими глазами и прикоснутся к трём мировым религиям, звоните в Светлоярский историко-краеведческий музей и записывайтесь на экскурсию.
Телефоны: 8 (84477) 6-36-37, 8 (84477) 6-17-69,

Сергей КЛЮЕВ,
материал подготовлен в рамках проекта
«Мой район – моя история»
Фото Юлии Сафоновой