По праву памяти

0
387
views

Вышла из печати «Книга нашей Памяти. Светлоярский район, Волгоградская
область. Выпуск 2-й. Захоронения советских воинов, погибших на территории района в годы Великой Отечественной войны».

В книге представлены имена 5963 воинов Красной Армии, погибших и умерших от ран в годы Великой Отечественной войны на территории современного Светлоярского района. Приведены 968 имен ранее ошибочно увековеченных. Описана история создания мемориала в каждом населенном пункте, приведены общие фотографии и коллажи плит с именами. По результатам анализа донесений о потерях составлены списки ненайденных захоронений; уточнены судьбы многих пропавших без вести, указаны варианты увековечения их памяти; выполнен анализ мемуарных источников по потерям Красной Армии в наших местах. Благодаря сохранившимся во многих библиотеках и музеях книгам и рукописям, в которых описаны боевые действия на территории нынешнего Светлоярского района непосредственными участниками тех событий, выявлены многие имена, не попавшие в донесения о потерях, но которые должны остаться в нашей памяти. В книге приведены также сведения о сбитых советских самолетах и летчиках, а также сделан анализ деятельности госпиталей и медсанбатов на территории района.
Материалы получены из всех доступных архивных источников, а также благодаря памятникам павшим в селах и поселках Светлоярского района. Работа над книгой шла более пяти лет. Однажды я ее уже сдал в издательство, но через полгода забрал и полностью переработал. Почему я взялся за это? У нас появились новые возможности по установлению судеб погибших солдат. И сразу стало ясно, что работы по поиску наших защитников – непочатый край. Просматривая паспорта братских захоронений и сравнивая их с донесениями о потерях или с именами на памятниках, я встретил очень много расхождений и ошибок.
В братской могиле в селе Червленое числится увековеченным красноармеец Ольховой Ефим Аркадьевич. Весной 2015 г. был показан телевизионный сюжет о том, как внук нашел в селе Червленое, где похоронен дед, и посадил там дерево. Однако, по документам о потерях в ОБД его дед был похоронен в Сталинграде в поселке Красноармейск. В сентябре 1942 г. красноармеец Ольховой пропал без вести в районе села Червленое. Можно предположить, что, скорее всего, он попал в плен. Условия в немецких лагерях для военнопленных под Сталинградом были нечеловеческие. После освобождения попал в запасной полк в Красноармейске и весной 1943 г. умер от истощения и болезней в госпитале. Его прах покоится в братской могиле на площади Свободы в Красноармейском районе Волгограда. В Червленом он увековеченным быть не может.
Эта история дала мне толчок для выяснения судеб всех, кто числился в братской могиле в селе Червленое. В братских могилах можно увековечивать только тех, кто был здесь похоронен. Пропавшие без вести могли погибнуть, могли и в плен попасть. В плену не многим удавалось выжить, а некоторые могли изменить Родине. И только если останки солдата найдены и идентифицированы поисковиками, можно считать его погибшим. В селе Червленое среди увековеченных в братской могиле оказалось много пропавших без вести. Мне удалось проследить судьбу нескольких таких солдат, которые выжили, пройдя плен. Результаты исследования по этому селу оказались настолько ошеломляющими, что захотелось узнать, насколько в других населенных пунктах района сведения мемориалов расходятся с информацией о потерях тех соединений, которые воевали в наших местах. Так сложился замысел настоящей книги: используя современные возможности поиска, уточняя ранее собранные и опубликованные сведения, собрать имена тех, кто погиб, защищая Родину на полях сражений, на территории современного Светлоярского района Волгоградской области.

Технология поиска получилась такой – из списка существующего паспорта братского захоронения проверяется судьба каждого солдата. Потом проводится анализ, какие соединения воевали в этих местах, и проверяются их донесения о потерях. Таким образом получается новый список, более полный. Собираются исправления для внесения их в паспорт захоронения, а также выявляются те, кто был ошибочно увековечен. Воины, чьи имена из паспорта захоронения не были найдены в документах о потерях в ОБД, продолжают числиться в этой братской могиле.
Я сделал анализ всех братских захоронений на территории Светлоярского района, сверил все имена на них (на плитах, на обелисках) с паспортами и с документами о потерях в ОБД. По установившейся практике в районном военкомате не ведется учет имен, размещенных на обелисках. В книге даны описания всех памятных мест в районе, связанных с Великой Отечественной войной, а также сделан анализ деятельности госпиталей и медсанбатов на территории района.
Особое внимание — к деятельности поисковых отрядов на территории Светлоярского района. Эти работы поисковики ведут каждый год, начиная с 1990-х годов. Сезонность работ – весной, летом, осенью – вызвана добровольным характером деятельности поисковиков. Большинство – это молодежь, которая учится и работает, и поисковые работы они выполняют в свободное от учебы и работы время. В книге впервые приведены обобщенные данные о работе поисковых отрядов на территории Светлоярского района – перечень и результаты Вахт Памяти; именные находки.
Территория нынешнего Светлоярского района окончательно сложилась к 1980-му году. Во время войны он назывался Красноармейским (сельским) районом с центром в с. Большие Чапурники. В 1949 г. центр района был перенесен в с. Светлый Яр. В 1960 г. Красноармейский (сельский) район был переименован в Светлоярский. С 1 февраля 1963 г. по 18 января 1965 г. территория района относилась к Калачевскому району. В 1965 г. Светлоярский район получил из Октябрьского района Привольненский сельсовет (в годы войны – овцесовхоз № 1 им. Юркина Ворошиловского района); в 1966 г. из Калачевского района – пос. Нариман (в годы войны – колхоз им. Нариманова Варваровского сельсовета Городищенского района). Там, где шли ожесточенные бои, от станции Абганерово и совхоза им. Юркина до станции Тундутово (сейчас – от поселка Привольного до станции Канальной) и до Наримана – эти земли стали светлоярскими.
Наши места – это южные рубежи подступов к Сталинграду, где была остановлена германская армада 4-й танковой армии в августе 1942 г., где держали фронт до начала контрнаступления, и откуда 20 ноября 1942 г. началось продвижение Красной Армии на запад. Мы заплатили за это огромную цену – тысячи солдат лежат в нашей земле, отдав жизнь за Родину. Наша задача – узнать и назвать их имена. Тех, кому мы обязаны своей мирной жизнью. Какова эта цена? По данным районного военкомата, на 01.11.2014 г. в 30 братских могилах и 4-х индивидуальных числилось 4186 воинов, в том числе 178 неизвестных. После проведенного мной анализа всех доступных донесений о потерях были выявлены в паспортах захоронений более 2000 ошибочных, а также 187 учтенных дважды и 12 – трижды; найдены много новых, до сих пор неувековеченных. Всего в районе – 28 братских и 8 индивидуальных захоронений. На памятниках увековечены менее половины из них – немного более 2100 воинов. Были также выявлены более 30 мест, где должны быть захороненными еще более 1200 воинов, но до сих пор не найдены, возможно, даже потеряны. Поисковиками были обнаружены немного более 1000 воинов; в 4-х населенных пунктах Светлоярского района сделаны 13 захоронений, в которых имена 15 воинов – известны, и 378 – неизвестны; останки трех воинов были отправлены на родину. Остальные были похоронены в Октябрьском районе на мемориале «Стальное пламя» в хуторе Верхне-Кумском.
Год назад вышел 1-й выпуск «Книги нашей Памяти. Светлоярский район Волгоградской области. Жители района, отдавшие жизнь за Родину на фронтах Великой Отечественной войны», в которой увековечены 2834 имени наших земляков, а также 775 ранее ошибочно увековеченных.

Александр Смирнов