Молочные реки

0
184
views

В светлоярском районе всё реже можно найти частные подворья, где держат скотину– дело это хлопотное и накладное. А во дворе райгородцев Елены и Игоря Гетманчук кроме куриного кудахтанья слышно и мычание коров, и блеяние коз.

ХЛОПОТНО, НО ОНО ТОГО СТОИТ

– Конечно, держать хозяйство нелегко, –  не скрывает Елена Алексеевна. – Просыпаюсь я не позже 5 часов утра, а то и в 4. Первым делом – коров подоить, потом сена и воды им дать, затем уж и остальных кормить.

Остальные – это, в порядке утреннего кормления, телята, козы с козлятами, петушки с курочками, щенок. Потом – муж и дочь Анастасия, и уж совсем в последнюю очередь – сама хозяйка.

А как же иначе? Без молока да без яиц в этой семье жизни не представляют: каши, сметана, творог, омлет, яичница – невероятное сочетание этого можно приготовить на завтрак! Потому и первый утренний поклон – своим кормилицам.

– Сейчас мало у кого скотина есть, – продолжает Елена Гетманчук. – На нашей улице, например, кроме нас только одна соседка корову держит, остальные магазинной «молочкой» довольствуются. Может, и мы бы так долго не продержались, но нам легче – и трактор свой, и косилка, так что с заготовкой кормов  гораздо легче.

Но, думаю, с той любовью к своему молоку, которая в этой семье приобрела прямо-таки вселенские масштабы (интересно, а существует зависимость от молока?), держать буренку здесь будут при любых обстоятельствах.

 МЫ СЫТЫ БУДЕМ ВСЕГДА

Дары своих кормильцев Гетманчук в основном используют  для собственных нужд:

– Без молока, хоть пресного, хоть кислого, сметаны, творога мы буквально жизни не представляем, – говорит Анастасия Гетманчук. – А чужое молоко, чужие яйца никогда не берем, не говоря уже о магазинных. Может быть, и у других хозяев всё вкусное и качественное, но в своем-то мы уверены! 

– Мы всегда сыты будем, – вторит дочери Елена Алексеевна. – Всё всегда свежее, натуральное. Своё! Цыплят не разводим – покупаем. Курочек для яиц, петушков на мясо. Бройлеров муж не ест – любит настоящую курятину, такую, знаете, чтобы варилась долго, да чтобы разжевывать тщательно. Сыр не делаем, не потому что не умеем – нет к нему такой привязанности, как к молоку.

И вроде ничего сверхъестественного не рассказала – молоко из-под коровы надо аккуратно через марлю процедить, охладить и в холодильник поставить; для сметаны молоко через сепаратор пропускают; для кислого молока магазинная сметана подходит – но до чего же вкусным был тот рассказ!

КОРМА – ГЛАВНОЕ

Секрета нам хозяйки не открыли: качество домашних продуктов, хоть молочных, хоть мясных, от кормов зависит:

– Только сено, зерно, и никаких добавок для роста. Витамины – да, ветеринар колет, но это же не для искусственного набора веса, а для здоровья, иммунитета. – Безапелляционно заявляет Елена Гетманчук, и мы можем подтвердить: в кормушке у пернатых мы сами видели только пшеницу и кукурузные зерна. –  Добавляем в рацион «старшим» морковку, тыкву, дыни, арбузы, свеклу, и не только для того, чтобы побаловать: молоко у наших коров и без того вкусное, а с такими деликатесами сладким становится. Потому лук, который очень наши буренушки любят, для них под запретом – молоко горчит и запах неприятный приобретает.

ОТКУДА ЧТО ВЗЯЛОСЬ

Елена Гетманчук, что называется, от деревенских корней: выучилась на лаборантку, работала на БВК. А когда завод закрылся, в совхоз дояркой пошла – сначала просто бригадир попросил помочь, доярки заболели, коровы мучались недоеные. Года через три (ничего себе, на подработку вышла!) совхоз постигла участь комбината. Вот после этого Елена от своего двора больше не отлучается: хватает здесь и работы, и оплаты за нее – натуральной, качественной:

– Как моя соседка-подружка говорит, мы в кормушках родились – с рождения рядом с животными. Может, потому и люблю коров больше остального подворья.

А вот Игорь Витальевич – житель городской. И хотя у бабушки его хозяйство было, но разве наезды мальчишкой в деревню, когда «айда на речку!» куда заманчивее, чем загоны для коров, сравнятся с постоянной жизнью в селе? Однако ж 26 лет вместе: он, она  и живность. Жаль, хозяина, главного ценителя домашнего «молокозавода»,  нам застать дома не удалось: на работе был.

И дочь от родителей не отстает – и подоит, и на покосе управится, и приплод примет. И не удивительно, с таким-то примером перед глазами!

– Папа уж несколько лет говорит, что этот год – точно последний, когда скотину держим, – с улыбкой рассказывает Анастасия Игоревна. – И каждую осень выясняется, что еще на годик сил хватит.

МИША? НЕТ, ТОЛЬКО ЯША!

Безымянных животинок во дворе семьи Гетманчук нет – ну разве только курочки. А вот те, что с рожками – все «именные». Тёлочки, например, по устоявшейся уже традиции,  Малышка и Красулька, один козлик, так же традиционно, – Кузя. А вот самые младшие козлята – Кнопочка и Жирафик:

– Козочку мамка ее тяжело рожала, помогать пришлось: еле вытащили, думали уже, что неживая, – вспоминает Елена Алексеевна, – и родилась она совсем малюсенькой – как есть, Кнопочка. А братик ее, наоборот, оказался крупным да длинноногим, потому и Жирафик.

И еще за годы своего домашнего фермерства убедились Гетманчук в истинности постулата «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»:

– Если называли теленка Мишей, хлопот с ним немеряно было, – поддерживает разговор Анастасия, – то убежать норовит, то еще что-то, и обязательно будет бодаться. А вот Яши – совсем другие, умные и спокойные, так что больше не экспериментируем: если корова «мальчиком» отелилась, то он, без вариантов, – Яша.

ИХ ЛЮБИТЬ НАДО

– Любую животинку любить надо, – говорит Елена Гетманчук в ответ на наш вопрос о секрете справного хозяйства. – Тогда и отдача будет. И еще – от любимого дела устаешь меньше. И не правда, что они глупые. Бессловесные – да, но не глупые. И уж точно умеющие отвечать добром на добро.

Наталья Жилезнова

Фото Юлии Сафоновой