Впереди — золотые паруса

0
494
views

Житель Светлого Яра вышел на пенсию и раскрыл свой талант

Если человек награжден талантом – рано или поздно это проявится. Сергей Бельченко, который много лет проработал на заводе «Лукойл», выйдя на пенсию, стал делать гипсовые панно.

Со стороны процесс изготовления гипсового панно не кажется чем-то сверхъестественным. Казалось бы, какие особые сложности могут быть в таком деле? Бери гипс, заливай его в форму, из формы вынимай, бери кисточки и краски, раскрашивай – и готово. Лишь бы мало-мальский навык рисования был. Как бы не так!
Даже установить форму – целый ритуал: она должна стоять не просто строго горизонтально, но и надежно закреплена, чтобы при заливке не было перекоса. А как этого добиться, если форма фактурная и просто на стол ее не положишь, да к тому же очень тонкая и легкая – сдвинется с места при малейшем прикосновении. Кто как, а Сергей Павлович приноровился закреплять заготовки в песок, насыпанный толстым слоем на большом столе, и выравнивать их с помощью строительного уровня.
Следующий этап, требующий сноровки и ловкости – приготовление гипса. Скорость, с которой этот материал застывает, заставила мастеров придумывать варианты замедления этого процесса. Выход – использование пластификатора, специального порошка. Он не только не дает гипсу сразу застывать, но и увеличивает качество раствора: при использовании добавки снижается содержание воды, гипс становится крепче. Плюс – более эластичный раствор с такой добавкой легче перемешивается, и из него уходят пузырьки воздуха, присутствие которых в готовом изделии категорически недопустимо.
Почти ювелирная работа – залить гипс в форму: даже пластификатор не даст гарантии, что смесь не застынет до того, как заполнит собой все полосочки-уголочки.
Кто-то по-прежнему считает, что залить гипс в форму – плевое дело? Тогда расскажу про следующий этап, раскраску. Сразу наносить краску нельзя, сначала изделие нужно загрунтовать, и желательно в два слоя. Дело в том, что гипс имеет чрезвычайно пористую структуру, и краска в незагрунтованную поверхность впитывается моментально – а значит, не только расход краски увеличивается в разы, но и сам цвет ровным не будет.
Не удастся добиться ровного цвета и тогда, когда художник не подрассчитает количество краски: как и гипс, она сохнет очень быстро, но тут никакой пластификатор не поможет – только чутье и опыт подскажут, сколько надо наносить краски на кисточку (беличью, тонкую и нежную), чтобы мазки получались ровными и равными.

— Первые несколько изделий, конечно, были бракованными, — с улыбкой вспоминает начало своего творчества Сергей Павлович. – То раствор неудачный: слишком жидкий или твердый, то гипса не хватает, то он застывает быстро, то воздух попадает, то форма сдвинется во время заливки. Но со временем приноровился!
Когда я рассматривала работы мастера, никак не могла поверить, что он не учился даже в художественной школе, и все его цветовые изыски рождаются в процессе раскраски фигур. Даже эскизы на бумаге Сергей Павлович не рисует:

— Сначала я вижу будущее панно мысленно, представляя, какой будет его раскраска – нежная или яркая, металлик или под чеканку. Когда раскрашиваю, что-то изменяю или добавляю, но в общем картина совпадает с первоначальным, представленным мысленно, вариантом.
На одну работу у мастера уходит от двух недель до месяца. Самыми сложными и долгими были карнавальные маски и амазонка: много мелких деталей и широкая гамма цветов и оттенков. А, например, голову слона сделать было проще и быстрее: именно потому, что детали крупные и нет такого буйства красок. Но это не значит, что в более простые фигуры Сергей Бельченко вкладывает меньше души:

— Сердце ликует, когда смотрю на каждую свою работу! – признается мастер. – Я ведь над каждым панно работаю как в первый раз, и каждое для меня любимое.
Идея делать гипсовые панно пришла к Сергею Бельченко уже очень давно – когда было модно украшать стены африканскими гипсовыми масками. Правда, африканские мотивы его не привлекали, хотелось чего-то иного, более разнообразного и красочного. Но в молодости реализовать мечту не получилось: так сложилась жизнь, что пришлось стать опекуном своему маленькому внуку. Вот вместо росписи и постигал Сергей Павлович азы воспитания: сначала в детский садик мальчишку водить, потом в школу собрать, уроки проверить, на родительские собрания ходить – не до творчества! Сейчас внук уже совсем взрослый, вернулся из армии, собирается жениться. А дедушкино увлечение ему очень по сердцу – может, еще и потому, что понимает: он был для деда гораздо важнее всех его увлечений и хобби.
Не удержалась – задала вопрос, не жалеет ли он о том, как сложилась жизнь. Мой собеседник очень удивился: да о чем жалеть-то?! Всё было хорошо – и родные рядом, и малая родина (он – родом из Светлого Яра) такая дивная, и на работе всегда ладилось. А теперь еще и такое интересное занятие нашел!
В дальнейших планах Сергея Бельченко – делать самому всю работу, от изготовления форм до нанесения последнего штриха. А в ближайшее время коллекция пополнится кораблем под парусами и волком. Скажу по секрету: я видела эти отлитые фигуры, и даже белые, не раскрашенные, они очень интересны. А когда автор стал описывать, какими – жемчужно-золотыми – будут паруса и предрассветные облака над ними, так захотелось поскорее увидеть эту красоту! Ведь именно она, как известно, спасет наш мир.


Наталья Жилезнова
Фото Юлии Сафоновой