На сцене — «Глобус»

0
324
views

Уже несколько лет в Светлом Яре действует уникальный   молодежный  театр книги «Глобус». 

Мы побеседовали с  руководителем театра и актерами. 

Название  театра выбрано не случайно — аналог «Глобуса»  Вильяма Шекспира — знаменитого английского театра с полукруглой сценой. В 2014 году районный методист, по совместительству руководитель театра — Галина Воловикова — написала проект на Всероссийский конкурс Геннадия и Елены Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сел», отбор на котором был огромный — 2,5 тысячи заявок. В полуфинал вышли только 250 участников, победителей всего 122. Изначально цель была проста — попытаться заполучить деньги или какую-нибудь технику в библиотеку. И вот чудо! Выигрыш составил 185 тысяч рублей — эти деньги ушли на костюмы, реквизит, телевизор, колонки, микшерный пульт и прочую аппаратуру.

К слову говоря, костюмы уже давно устарели, но выручает Дом культуры — театр обращается к нему за помощью. Кроме того, многие люди несут старые вещи. Нужно, допустим, поставить спектакль «Тимур и его команда», а где сегодня найдешь галстуки и рубашки того времпни — жители помогут. Такая же ситуация и с реквизитом.

Почему был создан именно театр? Во-первых, в библиотеке ежегодно проходила акция «Библионочь», а с элементами театрализации она была намного зрелищнее, понятнее для школьников. Во-вторых, все мы знаем по своему опыту, как проходят уроки литературы в школе — мало кто понимает красоту русской классики, она кажется неинтересной и занудной, ученики стараются ее быстрее пролистать. Именно поэтому захотелось, чтобы современная молодежь по-другому взглянула на наше достояние мирового масштаба. И это дало результаты. Дети-актеры стали учить реплики персонажей, вникать в сюжет, узнавать биографии авторов, и все это по собственному желанию, а не из-за школьных обязательств. Бывали случаи, что именно спектакли помогали вспомнить нужное произведение на ЕГЭ.

Однако прикоснуться к прекрасному могут не только актеры, но и зрители — школьники, пришедшие поддержать своих товарищей

Между прочим, получить роль в театре может любой желающий: кастинга нет, кто хочет — тот участвует. Хоть театр и молодежный, но в него принимают не только школьников и студентов. На сцене можно увидеть  людей 30, 40, а иногда 50 лет!

В этом году «Глобусу» выпала честь представлять наш район на Волгоградском фестивале #ТриЧетыре. Молодежный театр книги «Глобус» Светлоярской Центральной библиотеки, который выступал на площадке «Театральный проспект» в номинации «Отрывок из спектакля», представил компетентному жюри фрагменты из своего премьерного спектакля «Евгений Онегин».

На что же можно посмотреть в «Глобусе»? Всего в репертуаре театра более 20 постановок, из них 12 — полномасштабные спектакли по классическим произведениям, продолжительностью от 1 часа и более.

Это «Герой своего времени» (о  Михаиле Лермонтове, собственный сценарий) – 2014 г.,  «А зори здесь тихие» (по повести Б. Васильева), «Тихий Дон» (по роману М. Шолохова), «Василий Тёркин» (по поэме А. Твардовского) (инсценировки небольших отрывков) – 2014 г., «Ромео и Джульетта» (по трагедии У. Шекспира) – 2015 г., «Я – Сергей Есенин», (собственный сценарий) –2015 г., «Ночь перед Рождеством» (по мотивам произведения Н. Гоголя) – 2016 г., «12 стульев» (по мотивам романа И. Ильфа и Е. Петрова) – 2016 г., «Про Федота — стрельца, удалого молодца» (по произведению Л. Филатова) – 2017 г., «Недоросль» (по пьесе Д. Фонвизина) – 2017 г., «Ромео и Джульетта» (в новой постановке) – 2018 г., «Молодая гвардия» (небольшая постановка по мотивам произведения А. Фадеева) – 2018 г., «Барышня-крестьянка» (по повести А. Пушкина) – 2019 г., «Николай Некрасов — поэт и гражданин» (собственный сценарий) — 2021 г., «Тимур и его команда» (по повести А. Гайдара) — 2022 г., «Евгений Онегин» (по роману А. Пушкина) – 2023 г.

Мы взяли интервью у Галины Воловиковой, руководителя и  основателя театра «Глобус».

— Расскажите о себе.

— Я работаю в библиотеке уже много лет. Должность — районный методист, собираю отчеты, планы со всех библиотек Светлоярского района.  Но творчество в моей жизни появилось с малых лет, всегда тянуло в  самодеятельность, в школьные годы участвовала во всевозможных инициативах.

— Первая постановка — какая она была?

— Даже не думала, что нам достанется грант. Деньги получили, а дальше-то что? Надо же что-то делать, как-то отчитываться. А тут как раз 2014 год — юбилей классика, двухсотлетие Лермонтова, а потому мы написали сценарий к спектаклю о жизни Лермонтова через призму его произведений и дали название «Герой своего времени». Агентство культурных инициатив, курировавшее нас по исполнению данного проекта, оказало поддержку, скорректировав сценарий — это единственный случай, когда мне кто-то помогал при написании спектакля. Поставили произведение на сцене — и вот первый блин не комом, что удивительно. Дети довольно быстро вжились в роли, ощущались отдача и интерес — вот такой был дебют «Глобуса».

К слову, Театр книги в 2016 году принял участие в Международном фестивале-конкурсе детского, юношеского и взрослого творчества «Калейдоскоп друзей» со спектаклем «Герой своего времени» — о творчестве Лермонтова и занял 2 место на конкурсе. В течение трех лет участвовал в театральном чемпионате «Библиоперфоманс» в Волгоградской областной библиотеке для молодежи, занимая призовые места.

— Что стало с первым актерским составом?

— 10 лет прошло, многое переменилось: все по стране разъехались, появились семьи, дети, всех участников помню и люблю. Да что уж про первый состав — сейчас чуть ли не каждый год актеры меняются, потому что классы старшие, выпускные, они пока в школе  исправно ходят к нам, а как новый учебный год наступает — в город на занятия в университеты и колледжи уезжают, не находят времени на репетиции, забрасывают актерское искусство. Но на их места приходят повзрослевшие ученики, формируются коллективы, я вижу задор в новых глазах, который заставляет меня заниматься театральной деятельностью.

— Путь от задумки до сцены —  каков он?

— Мы выбираем произведение классической литературы, абсолютно любое, не обязательно пьесы. Далее я перерабатываю текст, адаптирую сценарий. Потом распределяю роли, всегда руководствуюсь характером актера, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. После этого садимся в кружок и читаем реплики героев, параллельно я рассказываю о выбранном произведении — это способствует большему погружению в роли. Учим примерно месяц  и ставим потихонечку.

— Как зрители встречали «Евгения Онегина» в прошлом сезоне?

— Да как и все другие спектакли: овации, позитивные отзывы, благодарности — и это не просто хвастовство. Большая часть зрителей — люди, пришедшие на выступление своих знакомых, родственников или учеников. Само собой они будут, затаив дыхание, смотреть на привычные лица в непривычных образах. Кроме того, если есть какие-то недочеты, то мы их устраняем еще задолго до — на репетициях.

За 9 лет театр книги «Глобус» показал около 100 спектаклей, которые увидели более 5500 зрителей Светлоярского района и города Волгограда.

— Что театр дает ребенку?

— Самое главное — общение. Мы задействуем на сцене школьников и студентов, детей разных классов и возрастов. А в наше время коммуникация  важна как никогда. Сегодняшний ребенок больше времени проводит в телефоне, чем в компании окружающих его ребят.

И про актеров мы тоже не забыли. Виталий Ситников исполнил роль Евгения Онегина.

— Как бы вы охарактеризовали себя?

— Я простой жизнерадостный парень, который любит не сидеть на месте, а постоянно чем-то заниматься. Приключения, путешествия, культура — все это весьма интересные темы в моей жизни.

— Почему вы выбрали искусство?

— Постановки на сцене служат выражением моих мыслей, я хочу делиться творчеством,  и театр помогает мне в этом.

— Чем привлекает вас театральная деятельность?

— Мне нравится, что с каждой репетицией я не только получаю опыт на сцене, но и то, что театр — не кино: здесь нет дублей, все вживую, с первого раза — люди видят эмоции по-настоящему, это и цепляет меня.

— Трудны ли репетиции?

— Ничего нам не дается просто так: каждое движение тщательно отрабатывается для достижения наилучшего результата. Мы вместе прикладываем усилия, у нас отличный коллектив, и один понимает другого с полуслова, из-за этого кажется, что не все так тяжело.

— Для вас важно чтение русской литературы?

— Чтение классики — это необходимое увлечение для человека, играющего в театре. Лично мне творчество Льва Толстого нравится больше всего — рассказ «Кавказский пленник» покорил мое сердце. У автора очень хорошая концепция в произведениях, а также динамичное развитие сюжета удерживает внимание — ничто не заставит читателя отлучиться хотя бы на минутку, очень сильное погружение в историю.

— Какой совет вы бы дали тем, кто только встал на путь театральной жизни?

— Самое главное — иметь желание и делать все возможное. Смущение, неуверенность, страхи и остальные препятствия не должны ставить преграды на вашем пути, ну и естественно надо с чего-то начать, хотя бы с малого, ведь лучше сделать и жалеть о содеянном, чем не сделать и всю жизнь корить себя из-за упущенных возможностей.

Алексей Беляк сыграл уже не в одном спектакле «Глобуса».

— С детства был довольно скромным, даже немного замкнутым, ребенком, сильно стеснительным. Очень боялся выступать на публику, говорить о себе, о своих мыслях и желаниях.  Начать преодолевать свои комплексы мне помог отец — он однажды услышал как я пою в машине и предложил сходить с ним на репетицию ансамбля «Волжаночка», там меня послушала руководитель Людмила Трофимова и пригласила в коллектив. В Доме культуры «Октябрь», при котором состоял ансамбль, я попробовал себя как ведущего мероприятий: сначала было очень страшно, я стоял на сцене сердце бешено стучало и хотело вырваться наружу, руки потели, но я справился, и мне на душе стало намного легче. Потом я выступал в коллективе и ведущим районных мероприятий, было очень интересно и здорово. Ну и там же меня заметила руководитель нашего театра Галина Воловикова и предложила участие в новой постановке спектакля. Мне очень понравилось выступать в роли, и я стал завсегдатаем нашего театра книги «Глобус». Параллельно ещё в 2016-17 годах я занимался на актерских курсах у заслуженной артистки театра НЭТ Волгограда Елены Тополаги. Она учила раскрывать свои таланты и актерские данные. Мне очень понравилось там заниматься, и там же я обрел двух друзей.

Я всегда с особым желанием иду на репетиции и спектакли, нравится, когда ты сумел сыграть так, что зрителю понравилось, и он тебе аплодирует. Очень полюбилась мне роль Царя в «Сказке о Федоте стрельце». Сейчас попробую вспомнить в каких постановках я участвовал: «Ромео и Джульетта», «Сын полка», «Евгений Онегин», «Недоросль», «А зори здесь тихие» и другие. Мне нравится играть, потому что это наполняет мою душу радостью.

Если честно, я  читаю классику  только когда готовлюсь к спектаклям. Грубо говоря, я приобщаюсь к литературе через театральные постановки.

Готовиться к спектаклям не очень трудно, но запоминаться материал начинает через игру на репетициях — просто зубрежка не помогает, еще я много повторяю текст про себя в мыслях. Труднее конечно учить прозу, помогает запись всего текста на бумагу по памяти.

Какой бы совет я дал начинающим? Просто быть собой настоящим, хоть в театре мы и играем роли, но играем мы их по-своему, исходя из внутренних установок. Ну и, конечно, надо пробовать, пробовать и пробовать.

Отметим, что сейчас в Волгоградской области действует 247 школьных театров.  Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Волгоградской области» к 2024 году запланировано создать школьные театры в 100% образовательных организаций региона. Ведь, как говорят педагоги, в сценическом искусстве заложен ценный  воспитательно-образовательный потенциал.  Театральная деятельность формирует навыки коммуникации, ораторского искусства, развивает эмпатию, даёт возможность для рефлексии. Занимаясь сценическим искусством, ребёнок соприкасается с классическими образцами литературы, музыки, живописи, приобщается к национальной культуре.

Для того чтобы театры успешно развивались, специалисты сфер образования и культуры региона совместно разработали дорожную карту. Она предусматривает проведение профориентационных каникулярных школ в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование», различных мастер-классов. Также организуются профильные смены по разным театральным профессиям и специальностям

Серафим ЯДЫКОВ

Фото Юлии САФОНОВОЙ

Материал подготовлен в рамках грантового проекта «Роса России»