Было 60. Остался один

0
396
views

Рассказываем об историии храма в селе Дубовый Овраг

Стоит до сих пор

В прошлом году в Москве вышла книга — «Исторический справочник церквей в границах Калачевской епархии Волгоградской митрополии (конец XVIII-начало XX в)». Его авторы краеведы Андрей Клушин и Игорь Будков собрали сведения о храмах Царевского и Черноярского уездов. Из 60 описанных в справочнике церквей в годы гонений разрушено 58. Даже от многих сел, где стояли эти храмы, ничего не осталось — их скрыли воды Волгоградского водохранилища.

Светлоярский район относился к Черноярскому уезду. В уезде было 9 церквей, 5 — на территории современного Светлоярского района. Три из этих пяти разрушены в годы гонений. Это Покровская церковь в Цаце, Рождество-Богородицкая в Больших Чапурниках и Николаевская в Светлом Яре. Четвертая церковь — Михаило-Архангельская в Райгороде — уцелела в лихолетье, но в результате поджога сгорела в 1992 году. На этом месте возведена новая церковь.

И только один храм из 60-ти, о которых упоминается в книге, пусть и не совсем  в первозданном  виде, но стоит до сих пор.  Это Никитская церковь в Дубовом Овраге.

Написано пером, разрушали топором

В 1851 году в Дубовом Овраге впервые была построена деревянная церковь. Она была с колокольней в два яруса, холодная, то есть не отапливалась.

Каменный храм начали возводить в 1903 году, открыли   в 1910 году (по некоторым источникам — в 1913). Строился храм к празднованию 300-летию  дома Романовых по нетипичному для Нижнего Поволжья проекту. Вот описание церкви:

«Церковь каменная на кирпичном цоколе, снаружи обложена белым вятским камнем. Внутри оштукатурена и покрашена масляной краской. Покрыта железом, окрашенным в зеленый цвет. Длина церкви, считая колокольню, — 33 метра, ширина — 17 метров и такая же высота до верха карниза. На церкви имеется одна большая главка и одна малая над алтарем. В церкви два больших окна: шириной — почти 5 с половиной метра и высотой около 8 метров. Окон обыкновенных больших — 12 штук. Дверей наружных двухстворчатых, обшитых железом 3 штуки, внутренних — 3.

Иконостас — длиной почти 11 метров и высотой в аршин (0, 71 м). В церкви духовое отопление. Колокольня в два яруса общей высотой до верха карниза 32 метра.

В алтаре одна дверь железная наружная и одна внутренняя.

Церковная ограда деревянная на кирпичном цоколе и с кирпичными столбами, устроена частоколом, длиной по окружности больше 115 метров, высотой более 2 метров, ворота высотой 3 с половиной метра. Ограда построена в 1895 году».

Церковь закрыта 18 сентября 1940 года. Колокола сбросили, иконы и церковную утварь вынесли. А в здании в разные годы размещались гараж, клуб, совхозный склад. Здесь и тракторы ездили, и мясо рубили.

Во время Великой Отечественной войны в районе Дубового Оврага шли жестокие бои. Образец мужества показал в боях артиллерист Михаил Хвастанцев. Как рассказывали старожилы, за проявленную храбрость сами фашисты похоронили воина у стен Никитского храма. Позже бойцу было присвоено звание Героя Советского Союза. Могила героя была перенесена в другое место.

Вспомнить всех

Согласно биографической базе данных «Духовенство русской православной церкви в XX веке», начиная с 1848 года в церкви Дубового Оврага служили священники Фиалкин Михаил, Николаев Николай Иоаннович, Смиренномудров Илья Феодорович, Хованский

Алексей Иоаннович, Лебедев Александр Георгиевич, Каспиев Василий Александрович, Доктусов Петр Иоаннович.

Все они несли службу в деревянной церкви. В новом каменном храме с момента его постройки и до закрытия служил Казанский (Казанцев) Василий Алексеевич. Отец Василий был настоятелем храма в Дубовом Овраге с  1901 года. При нем и с его участием храм и строился. В 1929  его арестовали, дальнейшая судьба — не известна.

В дореволюционные годы и в первое время после революции  в Дубовом Овраге также служили

диаконы Лавров Феодор Иаковлевич, Тычинин Петр Владимирович, Михайловский Арсений Иоаннович, Буслаев Алексей Иаковлевич, Юдин Константин Михайлович, Тресвятский Михаил Константинович, Грузинов Василий Михайлович, Грузинов Андрей Васильевич, Райский Михаил Сергеевич; псаломщики Попов Илларион, Никольский Василий Иоаннович, Красноярский Викторин, Хованский Павел Иоаннович, Попов Александр Петрович, Семченков Иоанн Григорьевич, Владимиров Алексей Васильевич, Алексеев Стефан, Фиалкин Николай Иоаннович, Осипов Сергий Сергеевич.

В биографической базе данных «Восходу» удалось узнать о судьбе священнослужителя Юдина Константина Михайловича.

Молодым диаконом после окончания Астраханской духовной семинарии в 1901 году он приехал на свое первое место службы — в Дубовый Овраг. Затем служил в храмах Царевского уезда. У него и матушки Анфисы было 4 сына и 2 дочери. Скончался батюшка в 1918 году от бушевавшего тогда тифа.  Похоронен в селе Средне-Погромном, могила затоплена Волгоградским водохранилищем.

С Божией помощью

После войны с храма сняли купола, разрушили колокольню. Полуразрушенное здание Никитского храма было возвращено Российской православной церкви лишь в 1989 году. В 1990 году на Пасху здесь прошло первое в новой истории богослужение. Восстанавливал поруганный храм вместе с жителями Дубового Оврага и окрестных сел  ныне благочинный Светлоярского церковного округа протоиерей Николай Голик. Отец Николай и сейчас служит в Никитской церкви.

Удивительно, но в храм вернулась старинная икона Никиты Мученика, которую когда-то вынесли богоборцы.

—  Икона сохранилась в семье жителей села и спустя много лет снова заняла свое место в храме.  Еще одна икона, которая вернулась в церковь, — это лик Стефана Первомученика. Обе иконы в храме обновляются, — говорит протоиерей Николай Голик.

По вере

В Никитском храме сохранились многие элементы интерьера — огромные арочные окна, благодаря которым церковь всегда залита светом, двери, лестница, плитка на полу. О ней — разговор особый. Плитка  была изготовлена на Харьковском заводе Бергенгейма. Мозаика сделана специально для этого храма. На обратной стороне каждой плитки написано: «Харьков. Для храма Никиты Мученика в селе Дубовый Овраг». В советские времена часть старинной напольной плитки потемнела (по словам старожилов — в местах рубки мяса). Во время реставрации там положили новую керамику. Но уже через несколько лет современная плитка испортилась, а старая даже не поблекла.

На плиточной мозаике в храме стоят горшочки с цветами. Ведь Никитский храм — единственный в России, в котором, по словам прихожан и батюшки, мироточит напольная плитка. А цветы на полу -как метки.

— Полы в храме  замироточили около 10 лет назад, — рассказывает протоиерей Николай Голик. — Женщины мыли пол и заметили пятна. От них шло благоухание.

Об этом явлении много писали в областной и федеральной прессе. Одни — с удивлением, другие — с сарказмом. Но главное, что старинный храм живет, что разносится по округе благовест, что идут сюда люди. А в остальном — по вере вашей да будет вам.

Светлана Перегудова
Фото Юлии Сафоновой
Материал подготовлен в рамках проекта «Старинные часы»