Подвиг танкистов на полях сражений Светлоярского района

0
157
views

Уроки Сталинградской битвы, длившейся 200 дней, позволили Красной Армии успешно бить врага и наступать до самого Берлина. Немаловажную роль сыграли в этом танковые войска. А на подступах к Сталинграду? Нам предстоит еще не раз переосмыслить подвиг танковых соединений, стоявших насмерть, когда враг рвался к городу, и обеспечивших прорыв при контрнаступлении осенью 1942 года.

Оборона южных подступов к Сталинграду

Наступавшая на город Сталина немецкая 14-я танковая дивизия имела в своем составе почти полторы сотни танков. Что мы могли им противопоставить? Помимо отдельных пулеметно-артиллерийских батальонов 76-го и 118-го укрепрайонов, стрелковых дивизий и бригад, 13-й танковый корпус под командованием полковника Танасчишина в составе 6-й гвардейской, 13-й и 254-й танковых бригад, имевших на вооружении до сотни средних танков Т-34, около 30 тяжелых танков КВ-1 и несколько десятков легких танков Т-70 и Т-60. В состав корпуса была включена также 6-я танковая бригада, которую должны были укомплектовать танками Т-34 производства Сталинградского тракторного завода, но из 44 танков в строю остались только 5, остальные были возвращены на производство для устранения брака. Поэтому эту бригаду не учитывают в составе 13-го мехкорпуса, она «застряла» в окрестностях Красноармейска и приняла участие только в обороне Ивановки в конце августа.

6-я гвардейская танковая бригада была придана 126-й стрелковой дивизии, занявшей позиции у совхоза имени Юркина (ныне – поселок Привольный). Гвардейцы-танкисты потеряли практически всю свою технику, погибло большинство командиров рот, но уцелели многие командиры танков.
13-я танковая бригада совершила стремительный марш от Бекетовки к станции Тингута и Тингутинскому лесу, где 5 августа вступила в бой с подошедшими немецкими танками в районе разъезда 74-й километр. Она подвергалась налетам фашистской авиации, понесла потери, отступила за железнодорожное полотно к Зётам (ныне – поселок Северный) и снова атаковала врага.

254-я танковая бригада вела оборону также в районе разъезда 74-й километр, штаб бригады был на центральной усадьбе совхоза имени Юркина (ныне поселок Привольный). Не раз танки бригады оказывались в окружении из-за отсутствия поддержки со стороны пехоты, тогда танкистам приходилось выводить из строя технику и выходить с боем к своим. К концу августа бригада потеряла почти все свои танки, оставшиеся были переданы 13-й бригаде, а 254-я выведена в резерв.

Также была направлена в район поселка Кирова и хутора Солянка (сейчас поселок 6-9) 133-я бригада тяжелых танков, в составе которой было 34 исправных танка КВ-1.
В первых числах августа немецкие танки прорвались в районе разъезда 74-й километр (ныне – разъезд Привольный). Пока для немецких танков ждали подвоз топлива, советские войска собирали силы для контрудара по прорвавшемуся противнику. Удалось собрать части, превосходившие врага по личному составу и орудиям, и добиться паритета по числу танков.

Помогла и наша авиация. Главной ударной силой стали танкисты 133-й бригады. Они осуществили свой маневр 9 августа: выманили немецкие танки и ударили по ним с фланга. Итогом боевых действий стало то, что в течение следующих десяти дней враг уже не предпринимал активных действий в этом районе с использованием танков. При этом погибли два экипажа танков КВ-1 младших лейтенантов Коваленко и Гишполь. Покрыли себя славой экипажи лейтенантов Савельева и Королькова. Их подвиги были оценены командованием: члены экипажей были награждены орденами, а командиры танков стали Героями Советского Союза. Командир роты тяжелых танков 2-го танкового батальона 133-й танковой бригады капитан Сергей Михайлович Павлов за бои 8–9 августа сначала был представлен к ордену Ленина, но получил только орден Красного Знамени: «своим экипажем уничтожил – сжег 1 танк и подбил 3 танка противника, 3 дальнобойных орудия с прислугой. Умелым руководством… на поле боя его подразделение уничтожило: сожжено 4 танка, подбито 3 танка противника и уничтожено 6 дальнобойных орудий с прислугой». За последующие бои капитан Павлов был представлен к званию Героя Советского Союза. Во время боя у станции Тингута 24 августа он на своем подбитом танке отразил атаку 30 немецких танков, уничтожив 5 и подбив еще 2, остальные вынуждены были повернуть. Из наградного листа: «В каждом бою тов. Павлов показывал образцы стойкости, мужества и отваги. Презирая смерть, он до последнего продолжал громить врага». Позже, в Сталинграде, он был тяжело ранен, потерял ногу. Выздоровев, стал учиться и после войны работал в конструкторском бюро по разработке новых танков.

Начало контрнаступления

По замыслу советского командования контрнаступление южнее Сталинграда должно было начаться 20 ноября 1942 года в 8 часов утра. Но в то утро спустился такой густой туман, что начало атаки перенесли, и она началась в 10 часов мощнейшей 40-минутной артподготовкой из всех видов артиллерии. Она решила задачи не только подавления обороны противника, но и уничтожения минных заграждений. После этого в атаку поднялась пехота. Стрелковые полки пошли в атаку и в первые часы наступления заняли первые линии обороны румынских вояк. Спустя час их должны были поддержать наши танки. Но этого не случилось – не везде успели подвести для танков горючее.

Наступление состоялось только во второй половине дня, поэтому весь план, так тщательно разработанный нашими штабами, чуть не пошел насмарку. Во многих местах наши стрелковые подразделения без поддержки танков встретили ожесточенное сопротивления врага, что привело к значительным потерям. Но когда наши танки 4-го механизированного корпуса генерал-майора Вольского (36-я, 59-я и 60-я механизированные бригады и 2 танковых полка) пошли в атаку, оборона врага дрогнула. Но в условиях ночи 21 ноября и бескрайней степи 60-я бригада сбилась со своего направления. Неразберихи в последующие дни также хватало, но свою задачу – выйти к поселку Советскому в Калачевском районе – корпус выполнил. Там 23 ноября они встретили колонну танков от Калача и с дистанции 2-х километров их обстреляли. Через полчаса выяснилось, что это танкисты 4-го танкового корпуса генерал-майора Кравченко Юго-Западного фронта. Так завершилось окружение фашистской группировки войск в Сталинграде. В снятом в 1949 году фильме «Сталинградская битва» показаны кадры, когда пехота бежит навстречу друг другу, бойцы кидают вверх шапки, обнимаются – но на самом деле было иначе. Только на следующий день заместитель командующего Сталинградского фронта генерал-лейтенант Попов «помирил» командующих корпусов, обстрелявших друг друга, о чем написал в своих мемуарах.

В районе Чапурниковской долины к высоте 118 (сейчас там работают поисковые отряды) наступала 143-я стрелковая бригада, ее поддерживали танки 235-й огнеметной танковой бригады. Потом эти танкисты наступали по направлению к Нариману.

Мощные танки, предназначенные прежде всего для наступления на врага, ведомые нашими бойцами, не жалевшими своих жизней, выполняли на территории нынешнего Светлоярского района и оборонительные задачи, и контрнаступательные – и этим обеспечили успех Красной Армии в победе в ходе Сталинградской битвы.

Александр Смирнов
Фото Юлии Сафоновой