Наша Царица

0
201
views

В Светлоярском районе протекает река с одним из самых красивых
в России названий – Донская Царица

У нашей речки   есть старшая сестра, которая впадает в Волгу – река Царица, давшая название городу Царицыну, разросшемуся до современного Волгограда.

Донская Царица  течет  в Светлоярском и Калачевском районах. На карте ее путь очень непрост – она извилистая. Река  начинается около поселка Северного, течёт на северо-запад. На левом берегу — хутор Степаневка, дальше него  река запружена. Ниже на реке расположены населённые пункты Ярки-Рубежный, Бузиновка, Степной, за которым река поворачивает на юго-запад, Тихоновка и Вербовский. Около устья слева в нее впадает речка Ерик. Донская Царица впадает в Цимлянское водохранилище около хутора Ляпичева, в 479 км от устья Дона. Длина реки составляет 111 км, площадь водосборного бассейна — 992 км².  В летнее время она представляет собой группу водоемов, подпитываемых многочисленными родниками. У Донской Царицы  даже  есть  приток Солёнка в 8-10 километрах от Северного.

И вот мы в поселке Северном. Рассказывает Александр Данилов:

— Начало Донской Царицы – примерно в двух километрах от нашего поселка. На протяжении всей речки у нас бьют родники, поэтому вода в ней всегда очень холодная. Когда мы были пацанами, купались в ней и плавать могли только в верхних слоях, потому что, когда опускаешь ноги на глубину, там их словно лед обжигает. Глубина была больше двух метров, сейчас, правда, дно заилилось. Ведь раньше паводок был сильнее, снегов было больше, русло промывалось. Сейчас паводок длится дня два-три, а раньше было 2-3 недели. За поселком сделали дамбу в 1980-х годах, но она была из глины, и ее вскоре размыло. Потом сделали настоящую, с водопропускной трубой, которую установили слишком низко, поэтому уровень воды  стал меньше, чем был раньше.

Александр Иртышевич провел нас через металлический мостик. Справа —  заросли камыша, а слева  местечко —  мечта любого рыболова, с утками и камышовыми островками.

— Здесь любит посидеть с удочкой моя дочка, даже беременная пропадала на берегу. Этот рукав идет с балки Татарской, а основное русло – с балки Бирючьей, и перед дамбой они сливаются. В речке есть всякая рыба – щука, карась, плотва, линь. Мы запускали туда малька толстолобика и белого амура в надежде, что они будут съедать растущие в речке растения. Видимо, долго ждать придется, камыши все равно наступают, — печалится  наш собеседник.

За озером на возвышенности видно поселковое кладбище, немного правее на берегу растут несколько деревьев.

— Там «Парикмахерское» озеро, мы там купались и ловили малька, а выше отец ловил щук на этих мальков, — снова звучат воспоминания Александра. —  Однажды я  поймал громадную щуку, нес ее за плечами, а хвост ее волочился по земле. Мяса  на  котлеты  накрутили много!

К нам подъехал на мотороллере «муравей» Степан Шашлеев, который оказался очень интересным собеседником:

— В нашем селе Зёты до войны было больше полутора тысяч жителей. Хотя его называли хутором, но хутора есть у казаков, у нас это было большое калмыцкое селение. Мои родители вернулись сюда после депортации в 1960 году, сначала в Ярки, потом в Северный. По-калмыцки Донская Царица называлась Бурухстын-гол. Исток речки находился между ближней и дальней «точками» Бурухста. Когда вы подъезжали к поселку, видели на бугре старый сад? Он поливался тоже из речки. У воды был круг, который крутила лошадь, набирались водой ведра и подавались для полива деревьев. Сейчас сад подсох и одичал, там росли вишни, груши, яблони. Ниже по течению километрах в четырех были наши огороды. Там давали земли, где наши жители сажали овощи, и из речки их поливали. Это место называлось «два мотора», потому что двумя дизелями обеспечивали полив огородов.

Я добавляю, что однажды там ловил приличных линей. Степан кивает, мол, рыба там всегда была. И продолжает:

— Дальше, километрах в 8-10 от нас, перед Степанёвкой, есть приток Солёнка, там вода солоноватая, не то, что наша родниковая. По-калмыцки называлась Худжитыртын-гол. Во время оккупации немцы построили через нашу речку два деревянных моста: один был в начале села, другой в районе Солёнки.  От них кое-где еще остались опоры.

Ирина  Данилова живет в Северном уже много лет.

— В свое время  смывало плотину, поэтому сделали водосброс, — рассказывает она. —  Уровень водосброса ниже уровня пруда,  и поэтому в половодье  вода уходит по балкам. До того как сделали водосброс,  плотину уносило, в разлив мы оказывались как на острове,  а сейчас вода ушла,  и камышом все заросло, остался небольшой водоемчик.  Лебеди прилетают каждый год,  выводок высиживают. 

Своими воспоминаниями о реке  поделился и Владимир Борисов, к которому мы заехали в гости:

— У меня всё детство прошло на речке, она была как цепь озер, их было, кажется, семь, и назывались они по близлежащим хозяйским хуторам: Тиханкин, Орищенко. Глубина в них была большая, зарослей не было. Места здесь и  сейчас  живописные. Нас очень радуют прилетающие сюда  лебеди. Раньше было 16 пар! Сейчас в последние годы прилетает только  пара, в этом году пока плавает одна птица, видно, ждет вторую половинку.

Мы и сами убедились, что Донская Царица у Северного – очень даже «лебединое озеро». Грациозность белого лебедя, которого мы не тревожили, но сумели издали поснимать, создала в душе чувство праздника природы. Оно утвердилось  еще больше, когда дорогу нам перебежала пара куропаток, а еще мы увидели красивейшего фазана с красным гребешком.

И хорошо, что местные жители берегут свою речку. Так, недавно ученики Северной школы  вместе с учителем географии С.В. Манджиевой очистили от мусора береговую полосу.

…Во время войны через Зёты пронеслись грозы Сталинградской битвы – здесь стояли штабы полков и дивизий, останавливались медсанбаты, через этот калмыцкий хутор отступали наши войска к Сталинграду, а немецкие – наступали. Во многих воспоминаниях и военных документах Зёты звучат как ключевой пункт по направлению от Абганерово к Нариману. Каждый раз, бывая здесь, я пытаюсь представить события военной поры, и всегда это сделать трудно.  Деревенская тишина, речка, лебеди – пусть так будет всегда…

Александр Смирнов

Фото Юлии Сафоновой