Получить уведомление

0
252
views

Неоплата коммунальных платежей – тема, наверное, вечная. То, что коммунальные платежи нужно вносить, и вносить вовремя – истина, не требующая доказательств. Но соблюдается она далеко не всеми.

Нарушителей любых законов – хоть правил дорожного движения, хоть оплаты «коммуналки» – всегда наказывают. Неплательщики коммунальных платежей не исключение, принимаемые к ним меры воздействия колеблются от предупреждения до отключения света, воды и газа. Для сведения: единственная коммунальная услуга, которую нельзя отключить даже при наличии долга, это отопление.

Не оспаривая правомерности санкций, применяемых к неплательщикам, сегодня поговорим о том, как именно должна проходить процедура отключения электроэнергии.

Регулируется она Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с этими правилами ограничение или приостановление подачи электроэнергии может производиться только в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги с обязательным предварительным уведомлением. После предупреждения потребителя о предстоящем отключении, ему предоставляется 20 дней на оплату имеющейся задолженности, и если долг не будет погашен в срок, указанный в предписании, свет в доме погаснет.

Не вдаваясь в юридические тонкости, скажу, что исполнитель, оказывающий коммунальные услуги, вправе ограничить предоставление этих услуг потребителю при наличии у него значительной задолженности по оплате, с обязательным соблюдением процедуры уведомления.

Очень важный, фактически ключевой, момент: уведомление должника должно происходить таким образом, чтобы можно было доказать, что оно, это уведомление, получено. Нельзя, например, просто отправить заказное письмо и через месяц отключить свет: если должник это письмо не получил, он не считается извещенным, и отключение в этом случае будет незаконным. Только если у энергетиков будут сведения о доставке уведомления (а это открытая информация: достаточно ввести номер почтового отправления на сайте Почты России, чтобы увидеть статус письма), они могут с полным основанием отключать электроэнергию в установленный срок.

А теперь от всех правовых сложностей и тонкостей вернемся к понятному языку и обсудим реальную ситуацию.

Итак, у нас есть некий гражданин, который несколько месяцев не платит за электроэнергию, и энергетики решают прибегнуть к радикальным мерам – отключить ему свет. Но при отключении они нарушают процедуру: уведомление направляют, но не убеждаются в том, что должник его получил. Справедливости ради замечу, что в последние несколько лет такие промахи ресурсоснабжающие организации допускают редко, но – случается.

«Обесточенный» должник в этом случае в первую очередь обратится в энергосбыт, а если понимания там не найдет, то подаст иск в суд – имеет полное право. И, представьте себе, суд скорее всего встанет на его сторону: хотя факт нарушения со стороны гражданина налицо, формальным нарушителем закона выступают при этом именно энергетики, которые не соблюли установленную процедуру. И если потребитель докажет, что никакого уведомления не получал, исполнителя не только обяжут восстановить подачу электроэнергии за свой счет, но и моральный вред взыщут, а то и штрафом дополнят.

Гражданин может торжествовать? Не думаю.

Во-первых, судебное решение вступит в силу совсем не в день обращения должника – пройдет несколько недель, а то и месяцев, и все это время тот будет находиться в темноте. Компенсация морального вреда в пару-тройку тысяч рублей это восполнит, как думаете?

Во-вторых, даже если действия энергетиков будут признаны незаконными – сразу по выходе из зала суда они направят должнику новое уведомление, после чего, уже с соблюдением всех формальностей, проведут отключение, которое уже не оспорить. И если гражданин свой долг не оплатит, он все равно останется без электричества. Ну и в чем торжество?

И последнее: чисто процессуальный вопрос. Не факт, что энергетики не смогут доказать свою правоту – иногда граждане просто скрывают факт надлежащего уведомления о предстоящем отключении. Надо ли говорить, что в этом случае действия по обесточиванию будут признаны правомерными?

Поэтому в заключение повторюсь: коммунальные платежи нужно вносить, и вносить вовремя. А не дожидаться кардинальных мер, чтобы потом искать повод оспорить действия коммунальных служб в суде – тем более, что они своего все равно добьются.

Наталья Жилезнова