Пятачок к пятачку

0
209
views

Как выжить современному крестьянину

Олег Еденгин, который знает, как обращаться с любой живностью — вплоть до песцов — в своем личном подсобном хозяйстве сейчас разводит только свиней: считает, чтобы была рентабельность, надо не распыляться, а заниматься чем-то одним.

Можно сказать, что с прошлой весны свиноферма возрождается повторно: пришедшая несколько лет назад чума погубила все хозяйство. Да еще и ко­роновирус свое недоброе дело сделал: хоть и не в самой тяжелой форме, но Олег Иванович переболел.

Однако руки не опустил, и как толь­ко ограничения сняли, снова занялся разведением свиней. Тем более, что и местная администрация помогла — вы­делила земельный участок на окраине Наримана.

Построил Олег Еденгин сараи, заго­товил корм, купил несколько свинома­ток с парой хряков (породы — ландрас и дюрок), и дело пошло. Правда, сей­час с задачей по увеличению поголовья справляется только один производи­ тель — второго пришлось перевести в разряд боровов, потому что стал прояв­лять агрессию:

— Вообще самца нельзя подпускать к самкам, пока им года не исполнилось, они тогда в росте останавливаются, — делится секретами свиновод. — А с этим как-то упустили момент — всё случилось раньше времени. И пошла какая-то агрессия: я в загон к нему зашел — и еле успел назад выпрыгнуть! Собственно, не совсем и успел, достал он меня клы­ками своими, ногу распорол знатно. Вот и пришлось его из разряда оплодотво­рителей выводить, и сейчас он спокой­ный и уравновешенный.

Ну и один Вася со своими обязан­ностями справляется неплохо: в загоне бегают несколько трехмесячных поро­сят, а через полтора месяца еще малы­ши появятся.

Свинья за раз может приносить до 10 поросят, но выкормить всех ей слож­но. Олег Еденгин оставляет из помета 4-5, остальных или к другой свиноматке подкладывает, или продает:

— Чтобы поросята хорошо росли, им месяца три надо материнское молоко сосать — тогда ни витаминов, ни прикор­мов особых не надо, муки с отрубями хватает. Но десяток поросят свиноматка полноценно выкормить не сможет: сви­ньи хорошие матери, и будут кормить потомство, как бы не истощались. По­этому и надо обязательно регулировать поголовье: и большим, и малым это на пользу.

От продажи поросят еще одна вы­года, уже чисто финансовая: на выру­ченные деньги закупаются корма. Хотя у Олега Ивановича свои сенокосные угодья и с травой проблем нет, без по­купного не обойтись — это и витамины, и мука, и отруби. Кстати, не согласен фермер с теми, кто считает отруби бес­полезной добавкой:

— Как раз в отрубях много клетчатки, которая дает хорошую прибавку веса. Сначала свиньи растут в длину, и только потом раздаются вширь. И без отрубей они так и останутся длинными и худыми.

С опоросом своим подопечным Олег Еденгин не помогает, они справляются сами. При том, что для каждой свино­матки есть отдельный загон.Хотя в пре­дыдущий опорос хозяин рискнул поста­вить эксперимент — троих беременных свиней не стал отделять от остального стада. Так после опороса другие свиньи новорожденных не обижали, а чуть под­росшие малыши с одинаковым энтузи­азмом бегали и за своей мамкой, и за чужими.

Отметил наш собеседник и, как бы странным это не звучало, чистоплот­ность своих питомцев: там, где у них постоянная лежка, они не оправляются, выходят для этого на улицу.

Естественный вопрос, который мы не могли обойти стороной, это запах. Олег Иванович эту проблему объясняет так:

— Видите, у меня по всему периметру сплошной шиферный забор? Вот он и мешает запаху распространяться: ког­да он стелется по земле, двухметровый шифер, слегка вкопанный, его, считаю, задерживает. Если испарения очень сильные, например, в жару, запах под­нимается, но, опять-таки, благодаря сплошному забору, идет выше и тоже меньше ощущается. К тому же загон мой на отшибе, так что мимо забора ни­кто и не ходит.

Зимой уход за поголовьем не слож­ный — покормить да напоить. Навоз пе­репревает вместе с сеном, выделяет тепло и решает две задачи сразу: уби­рать не надо, и дополнительного уте­пления не требуется. Весной и летом хлопот, конечно, больше: поливать луг, косить траву:

— Без свежей люцерны никак нельзя, — считает Олег Еденгин. — Когда свиньи привыкают к сочной свежей траве, они не болеют, набирают вес.

В планах Олега Ивановича Еденгина — увеличить поголовье свиней и офор­мить крестьянское фермерское хозяй­ство:

— Развиваться с КФХ легче, — считает он. — Если надо, в банк можно обратить­ся, и кредит охотнее дадут, и проценты ниже будут, чем, например, занимать у людей. Да и государство, я знаю, под­держку оказывает официальным пред­принимателям больше, чем частникам.

Наталья ЖИЛЕЗНОВА

Фото Юлии САФОНОВОЙ