Дочь «врага народа»

0
272
views

Жительница Светлого Яра больше 20 лет ничего не знала о судьбе своего отца

Трагедии нашей страны в XX веке отразились и в судьбах людей. В Светлом Яре уже 38 лет живет Галина Петровна Нусс, отец которой был расстрелян в 1937 году. О своей судьбе, о тяжелом детстве, о семье, детях, внуках и правнуках она рассказала нашему корреспонденту.

•Галина в молодости с братом

Галину Петровну знают многие, ей скоро исполнится 88 лет, но она подвижна, позитивна, как сама определяет – патриотична. Не любит читать романы, предпочитает книги об истории, о войне, в них, по ее словам, гораздо больше правды. Из личной библиотеки книги она отказалась отдавать в библиотеку: «Они еще пригодятся моим внукам». На одном из ее юбилеев внуки признались: «Бабуля, ты – наш «авторитет»!»
Мы начали беседу с вопросов про родителей Галины Петровны.

— Мой отец Козлов Петр Григорьевич, 1900 года рождения. Я родилась в Вологодской области, Кадуйском районе, селе Колосово. Отец работал председателем сельсовета, имел высшее образование. По доносу его арестовали и через месяц в декабре 1937 года расстреляли. Но семье об этом не сообщили. Моя мама Козлова Мария Степановна была на 2 года старше отца, она работала в колхозе и была совсем неграмотной, но по жизни очень мудрой. Я была самой младшей среди четверых детей, мне на тот момент был всего год. После ареста отца наша жизнь сразу сильно изменилась. Мы стали детьми «врага народа». Сестре пришлось бросить учебу в техникуме. Нам приходилось менять одежду на еду, чтобы выжить. Было очень тяжело. Когда началась война, в нашем доме располагался штаб. После Победы мы ждали возвращения отца, надеялись. Моя старшая сестра вышла замуж и уехала с мужем в Кандалакшу Мурманской области. Когда мне исполнилось 10 лет, они меня забрали к себе в няньки. В 16 лет я получила паспорт, и меня устроили на работу на водозабор мотористом. Я проработала там несколько лет. Мне нравилось учиться, сначала окончила вечернюю школу, потом торговый техникум, а за ним и холодильный. Я искала отца, писала запросы. Мои родственники спрашивали, зачем мне это нужно? Я отвечала – хочу вернуть его честное имя. Однажды написала прокурору области. И, кажется, случилось чудо – спустя всего 10 дней я получила ответ, где говорилось, что отец был незаконно репрессирован и расстрелян после 20 декабря 1937 года.
После окончания техникумов наша героиня перешла работать в госстрах. В 25 лет вышла замуж.

— Мой муж был из поволжских немцев, Анатолий Викторович Нусс, в Кандалакше проходил срочную службу. Перед его демобилизацией мы познакомились, и он остался у друга, чтобы со мной получше познакомиться. Честно говоря, мне он внешне не сразу приглянулся, я тоже присматривалась к нему. А когда мы поженились, он стал работать на Кандалакшском алюминиевом заводе. Через 5 лет мы переехали в Братск, там я стала работать начальником участка госстраха. У нас родились две дочери. Почти каждый год мы приезжали к родителям мужа в Старополтавский район в село Красный Яр. Когда нам исполнилось 50 лет, мы с мужем вышли на пенсию. Посмотрите, сколько у меня почетных грамот за отличную работу!
Муж 30 лет отработал металлургом, умер в 52 года.
Две дочери подарили Галине Петровне внуков, а те в свою очередь правнуков. Спрашиваю у хозяйки дома, привыкла ли она к Светлому Яру?

— Понимаете, мне всегда нравился Волгоград, его величественность и героическое прошлое, и жить рядом с ним я считала большим счастьем. Я с удовольствием ходила петь в хоре в Доме культуры «Октябрь» в течение 30 лет. Но с возрастом, когда проявляются разные болячки, понимаю, что лучше жить там, где ты родился. Я ветеран труда, пользуюсь льготами как жертва политических репрессий, мне помогают не только внуки, но и соцработник. Я перенесла инсульт и ковид, но стараюсь больше двигаться.
На прощание интересуюсь, читает ли она районную газету? Галина Петровна выносит подаренный ей почтовый ящик с надписью «Восход», улыбается и говорит, что внук обещал повесить его на дверь. Ей очень по душе районка, читает ее от корки до корки.
Рассказав про свою жизнь, Галина Петровна до конца так, кажется, и не поверила, что ее история может кому-то быть интересной. А у нас сомнений в этом нет: в ее жизни отразилась вся история нашей страны, от темных до светлых ее сторон.

Александр Смирнов
Фото Юлии Сафоновой