Точат перья

0
273
views

«Я – журналист!». Так могут сказать о себе почти 30 учеников Светлоярской школы № 1

Журналистский кружок существует в школе с 2017 года, четыре года назад он преобразован в образовательную программу «Я – журналист» в рамках «Точки роста» (напомним, что Центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» создаются и функционируют в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в целях обеспечения реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»). Задачи программы — знакомство детей с журналистскими жанрами, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования текстов. Занятия позволяют развивать творческие способности детей, научить ориентироваться в потоке информации, расширить их кругозор.
У истоков «классной» журналистики стояла Вера Сергеевна Гурина, которая и сейчас преподает в школе русский язык и литературу.
Второй год ведет занятия с будущими золотыми перьями отечественной журналистики другой учитель русского языка и литературы — Мария Андрияновна Пилипенко. Она же является нынешним редактором школьной газеты. Впрочем, я принизила статус: «Классные вести» — это не просто школьная газета, а официальное печатное издание МКОУ «Светлоярская СШ № 1». И здесь всё по-настоящему: учредитель, план выпуска, сбор материалов, редактирование, макетирование, печать. Ну и пусть тираж всего 50 экземпляров – газета существует!
Первоначально за год выходило 4 номера – по одному в учебную четверть. Но сейчас периодичность изменилась, газета стала ежемесячной: статей пишется больше, появляются интересные идеи, ребята придумывают новые рубрики. Да и некоторые материалы, весьма интересные, становятся через 2-3 месяца просто неактуальными.
Не могла я не задать вопрос о том, не конкурирует ли газета со школьными социальными сетями.

— Определенная сложность есть, — говорит Мария Пилипенко. – Но мы уверены, что печатное издание должно быть обязательно. В пабликах ежедневно публикуются школьные новости, вся актуальная информация о жизни учеников. Газета же дает возможность осветить даже те события, о которых уже рассказывали, более широко и более интересно. Но в основном мы стараемся не дублировать то, о чем наши читатели уже знают.
По секрету сказала Мария Андрияновна, что и сама училась делать газету вместе с детьми:
– Я хоть и филолог по образованию, но именно журналистской специфики не знала. Пришлось многое постигать самостоятельно, где-то самой брать уроки. Теперь легче – основы понятны, работу строить проще.
В газете нет строгого количества страниц (на журналистском языке называются они «полосы») – в специальном выпуске, например, ко Дню пожилого человека, их было всего две; а обычно – 5 или даже 6.
Обязательно освещают «Классные вести» темы безопасности и здорового образа жизни.
Очень понравилась ученикам – всем, не только журналистам – рубрика «Знакомство с учителями нашей школы». Ее, кстати, придумали ребята из младшей группы.
Всего в кружке 2 группы – младшая по понедельникам готовит материалы, старшая — по средам их редактирует и, собственно, выпускает газету.
Учатся начинающие журналисты и основам фотографии, и макетированию – постигают секреты компоновки материала, цветовой композиции, сочетания шрифтов.
Всем ребятам нравится работать в жанре интервью – хотя полноценным его пока не назовешь: они придумывают вопросы, записывают их и раздают героям публикаций, а потом забирают готовые ответы. Но лиха беда начало: юные журналисты уже получают понимание того, какие вопросы задавать можно, а какие по этическим соображениям — лучше не затрагивать. Усвоили они и одно из главных правил работы журналиста: согласовывать материал с героем публикации, давать ему на «вычитку», чтобы не допустить каких-то неточностей. Но у некоторых «перьев» был уже и опыт настоящего интервью, хоть и коллективного: впятером посетили вдову ветерана, которая рассказала о своей жизни. И тут, конечно, ни о каких заранее переданных вопросах и заготовленных ответах речи не было. Но опыт не прошел даром – ребята справились отлично.
В издании каждого номера газеты принимают участие практически все участники кружка «Я – журналист»: кто-то был автором идеи, кто-то ее воплотил, написав статью, кто-то подготовил фото, кто-то их обработал. Как любое издание «Классные вести» в конце последней страницы (на профессиональном сленге правильно сказать – в «подвале последней полосы») указывают свои выходные данные и тех, кто работал над выпуском. Всех ребят перечислить, конечно, невозможно – это же еще одну полосу надо делать! – поэтому указывают наиболее активных, а остальные идут под «псевдонимом» «Члены кружка «Я – журналист». Постоянные имена здесь — Таня Гурина, Наташа Лавренева, Аня Соболева, Маша Сипкова. Хотя, наверное, уменьшительные имена девочкам подходят не совсем: ну где это видано, чтобы серьезные материалы подписывали «Тани» и «Маши»? Вот Наталья и Анна, Мария и Татьяна – совсем другое дело!

— Я собираюсь после школы продолжить учебу на журналиста, — делится своими планами Мария Сипкова. – Только пока не определилась до конца: стану пишущим журналистом или дизайнером. Мне очень нравится журналистика, это так интересно! И в учебе мне эти внеклассные занятия помогают, за те несколько лет, что я хожу в кружок, учиться стало легче: материал воспринимаю более образно, проще запоминаю, свободнее пересказываю.
О том, как меняются ребята, которые занимаются школьной журналистикой, говорит и их руководитель:

— Многие из тех, кто впервые пришел к нам, были зажаты, им сложно было излагать свои мысли на бумаге. Но при этом они хотели попробовать свои силы в письменном творчестве – и у них получилось. Филология помогла ребятам стать более раскованными, свободными, они стали яснее мыслить и говорить. Меня очень радует, когда я вижу эту разницу, — продолжает Мария Пилипенко. – И особенно радостно, когда эти изменения замечают другие ученики и учителя.
А меня, как сотрудницу «Восхода», очень порадовало, что на своих занятиях юные журналисты изучают нашу газету, берут оттуда какие-то идеи для переработки и использования.

Наталья Жилезнова
Фото Юлии Сафоновой