УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ

0
266
views

40 лет преподает в Светлоярской школе наша героиня

В преддверии Дня учителя мы побывали на работе у Светланы Николаевны Сизоненко, о которой в Светлоярской школе № 2 уже не один десяток лет говорят: «Учительница первая моя».

НАЧАЛО

Родом из Райгорода, Светлана после окончания школы поступила в педагогическое училище и, закончив его с красным дипломом, по распределению вернулась в Светлоярский район.
Но район-то большой, и не везде так хорошо обстоят дела, как в его центре. Было в 80-х годах в поселке Дубовом, что в составе Привольненского сельского поселения, отделение № 1. И жили в том отделении – фактически, на ферме – почти исключительно чабаны со своими семьями, в которых было по трое, а то и пятеро детей. До «лихих 90-х» было еще далеко, но вопрос нехватки сельских учителей уже стоял: не будет начальной школы – люди будут вынуждены переселяться в более населенные места, и поселок просто умрет.
В малокомплектную школу и отправилась работать Светлана – да не Светлана уже, а Светлана Николаевна. Директором и учителем начальных классов одновременно.
Самым сложным для вчерашней выпускницы было одновременное ведение уроков для всех учеников – и первого, и второго, и третьего классов. Даже представить сложно, как нужно исхитриться, чтобы одновременно осваивать прописи с первоклашками (не забывайте – тогда ребенок, до школы умеющий читать и писать, был редкостью) и объяснять правила арифметики третьеклассникам.
И одновременно Светлана заочно училась в Волгоградском пединституте, что сложностей добавляло: за год была дома только два раза, на новогодние праздники и после окончания учебного года. Но – справилась.
И в следующем, 1983-м году перешла работать в Светлоярскую школу № 2 – также учителем младших классов – где преподает и сегодня.

ПЕРВОКЛАССНАЯ ПРОГРАММА

– Первый класс – самое главное время, когда в учениках формируется желание учиться, узнавать что-то новое, – убеждена Светлана Сизоненко. – Именно от того, какой настрой получит ребенок в первом классе, зависит его дальнейшая учеба. Главное – заинтересовать ученика. Не будет интереса – не будет желания учиться, а значит – не будет и знаний.
И на мой вопрос отвечает: «Конечно, дети совсем другие сейчас, чем десять, тем более двадцать лет назад. Их стало трудно увлечь».
А увлекать надо! Вот и придумываются новые формы урока, новые методы занятий. Игровые элементы в учебе – одни из самых важных. Ведь малышу, особенно если он не ходил в детский садик и не привык к детскому коллективу, сложно высидеть целый урок, не отвлекаясь и следя за мыслью учителя. А если при этом что-то не получается, совсем беда: ребенок замыкается или капризничает, желание учиться пропадает.
И приходится следить, чтобы каждый день каждый ученик (а в этом году у Светланы Николаевны под крылом 29 новичков) одерживал свою маленькую победу, верил в себя: не получается что-то в письме – на чтении себя проявить, чтение не идет – в рисовании есть способности.
– Так и подстраиваемся: я под них, одни под меня, – улыбается моя собеседница. – Учителя в начальной школе – и мамы, и папы, и бабушки, и дедушки.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА – НОВЫЕ МЕТОДЫ

Конечно, школьная программа меняется постоянно, как и техническое оснащение школ: то, что несколько лет назад казалось фантастикой, сегодня – обыденность.
Но очень сожалеет Светлана Николаевна, что теперь нет программы развивающего обучения, когда шестилетки за 4 года проходили программу начальной школы по интеллектуальным алгоритмам, это была некая технология сотрудничества учителей и учеников. И это позволяло сильно вырваться вперед тем ребятам, которым интересна какая-то конкретная область знаний.
Хотя единая методика обучения, единая программа – это правильно: практически нет угрозы, что ученик, перешедший в новую школу из другого региона страны, будет сильно отставать или, наоборот, значительно опережать в знаниях своих новых одноклассников только потому, что в прежней школе обучение шло по другой программе.
Еще в практике Светланы Сизоненко было два набора классов компенсирующего обучения, куда переводили школьников, которым трудно давалась учеба с первого класса. Однако за 3-4 года практически все выравнивались, возвращались в обычные классы и успешно заканчивали и 9, и 11 классы. И, кстати, многие из них были талантливы в музыке и рисовании.

ИНТЕРНЕТ – НЕ ЗЛО

– Светлана Николаевна, сейчас дети чуть ли не с пеленок берут в руки мобильные телефоны и «зависают» в сети. Интернет – зло? – провоцирую учительницу.
– Нет, – не соглашается со мной собеседница. – Определенные минусы в раннем приучении детей к интернету, конечно, есть: детей сложно чем-то удивить. Но для учителей всемирная паутина – хорошее подспорье.
– Но на уроках дети наверняка отвлекаются на телефоны?
– Нет, в нашей школе этой проблемы нет. У нас заведено правило: дети пришли на урок, позвонили родителям, сказали, что они в школе – и отключили телефоны до конца занятий. Родители это правило приняли, они с ним согласны. Вообще родители в нашей школе понимают роль учителя, всегда идут навстречу, соглашаются с требованиями.

«ЛЮБЛЮ СВОЮ РАБОТУ!»

Говорят, что сначала все хотят учиться, а потом это желание сходит на нет. Это верно, мне кажется, только для тех учеников, которым не очень повезло с преподавателями. А если учитель любит учить – его ученики никогда не утратят желания учиться.
Кстати, дочка Светланы Николаевны у нее не училась, чему обе рады: совмещать в одном лице и маму, и учительницу сложно. Но при этом, когда у дочки было меньше уроков, она приходила к маме на работу, тихонечко сидела на последней парте, а потом говорила: «Мама, ты такая строгая, но учиться у тебя интересно!».
А мы и сами в этом убедились, когда несколько учеников, которых мы буквально поймали на перемене, сказали, что «школа классная» и «учительница классная».
– Люблю свою работу, – с открытой улыбкой говорит педагог. – Каждый урок для меня значит не меньше, чем для моих учеников: мы все открываем для себя что-то новое. Никогда не провожу занятия как под копирку: программа-то одинаковая, но дети разные, настроение разное, а значит – и уроки разные.
Хорошо, что в наших школах работают такие учителя.

Наталья ЖИЛЕЗНОВА
Фото Юлии САФОНОВОЙ