Вот и зембель

0
545
views

История в экспонатах: что можно узнать в местном музее о том, как жили наши предки 

Светлоярский район — особенный среди  районов Волгоградской области, здесь соседствуют более 60 национальностей. Однако коренных три —  это русские, татары и калмыки. Рассказать о быте наших предков помогут экспонаты  выставок  Светлоярского историко-краеведческого музея.

ПОПАЛИ В СЕТИ

Музей расположился на исторической улице, в доме купца Рудакова, это одно из самых старых зданий поселка, середины XIX века. В музее две экспозиции посвящены быту коренных светлоярцев, а если быть точнее лучкинцев, раньше поселок назывался Лучка — в честь излучины Волги, на которой изначально стоял форпост, переросший затем в поселок.

 Первая экспозиция встречает нас в главном корпусе музея. В подвальном помещении можно найти крынки, чугунки, лопаты, печную заслонку, все это характерно для традиционного русского быта. Но есть и изюминка —   большое количество рыболовных сетей, и это не удивительно, ведь  в былые годы местные жители зарабатывали на жизнь рыбной ловлей, здесь в изобилии водились осетра, белуги, стерлядь. Как отмечает директор музея, Лариса Александровна, жизнь рыбака – нелегкая, с весны и до поздней осени  — в воде, с плотами, сетями, рыбой. Хлеборобством в районе стали заниматься только в советские годы, до этого его кормила рыба и икра. В советские годы в поселке был рыбхоз, к сожалению, теперь былая рыбная слава этого места ушла в небытие.

ТОЛЬКО У НАС

Здесь же, по соседству с посудой и сетями, ждут посетителя на первый взгляд необычные корзины, но это и не корзины вовсе – зембеля. Такие сумки   плелись жителями окрестных сел из камыша.  Отличались прочностью, простотой изготовления и дешевизной, плели их на специальных станках. Его можно увидеть  в музее. Довольно долгое время такие доступные для людей сумки были в ходу — вплоть до середины ХХ века.

Не менее популярны были кубышки — выдолбленные и высушенные тыквы особого сорта, которые использовались как термос, а иногда и как  средство, с помощью которого ребятишек учили плавать.

ТРАДИЦИИ ЖИТЬ

Как и любой другой музей, Светлоярский старается сохранять традиции и старину. На территории создана площадка «Рыбацкое подворье», посвященная быту рыбаков Светлого Яра – функционирующая печь,  стоящая прямо на улице, хижина, смотровая башня. Во время мероприятий здесь готовят традиционные для астраханского края рыбные блюда. Не удивляйтесь, это сейчас поселок часть Волгоградской области, до наступления советской власти Светлый Яр был частью Астраханского уезда.

Светлоярский район в прямом смысле — «Перекресток цивилизаций», не зря  здесь установлена такая скульптура.  Здесь успели покочевать и многочисленные племена, и осесть калмыки, сюда Екатерина II переселяла жителей центральных губерний Российской Империи, Украины, сюда же переселялись татары из Пензы и Казани. По соседству долгое время жили немцы Поволжья, гернгутеры из Сарепты, популяризовавшие среди населения горчицу.

С НАРОДА – ПО НИТКЕ

В традиционном для светлоярца жилище, которое находится в другом корпусе и демонстрируется как «русская изба»,  мы находим как раз и  зембель с кубышкой, и традиционные для России пахталку —  цилиндрический сосуд с крышкой, в котором из сливок сбивали масло. Самовар, корыто, прялка — типичные представители крестьянского быта. Особое внимание привлекает текстиль, украшающий экспозицию. Вышивки, характерные для северных и центральных губерний, черноземных регионов России и Украины  — строгие геометрические и веселые розы, виноград  и другие.  Не зря говорят, о том, что нынешние жители района потомки выходцев из разных земель.

Все представленные предметы быта были подарены жителями района. И текстиль, и мебель выполнены  руками человека не менее ста лет назад, и имеют особую ценность, ведь уцелели и в годы революции, и в годы Великой Отечественной войны.

Есть и предметы калмыцкого быта – пояса, кольца, монисто – монеты с отверстиями, украшавшие калмычек. Сводчатый потолок подвала музея, напоминающий о европейских замках, сделан руками немецких переселенцев. Директор, которая любезно показала нам сокровища музея, отмечает, что о достопримечательностях  района можно рассказывать долго.  Это и имение калмыцких князей Тундутовых, и старейшая на Нижней Волге деревянная мечеть, и богатые дома канувших в лету купцов, сколотивших состояние на рыбе и икре. Переплетение культур в районе  заметно и в названиях населенных пунктов – Цаца, Нариман, Чапурники, Сарпа.  И даже в пище, которую потребляют жители — здесь вне зависимости от национальности любят калмыцкий хворост  (борцики), соленый чай с молоком, чак-чак и русские блины.

САМОВАРНОЕ СЧАСТЬЕ

За время своего существования музей собрал целую коллекцию самоваров. Нам показали только часть, которая хранится  в подвале купца Рудакова.  Есть  в запасниках музея и другие самовары, один из которых – настоящий великан, может вскипятить сразу 10-литровое ведро воды.  Что интересно, старинные  дровяные самовары исправно служат и сейчас. На Масленицу из такого самовара поили людей чаем.

  • — Старожилы рассказывают, что в Светлом Яре раньше самовары были очень популярны. Даже в печах были  специальные ниши – самоварники. Чаепитие за самоваром — отличительная черта традиционного быта на Руси. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Его передавали по наследству, он входил в девичье приданое. Он красовался на самом видном месте в доме, занимал почетное место на столе. В  народе самовары называли по их форме:  репка, ваза, дуля, желудь, пасхальное яйцо.  Все экспонаты в музей принесли светлоярцы, за что мы им очень благодарны, — говорит директор музея.

Рассматриваем самовары из коллекции музея. На дровяном советском даже сохранилась цена – 25 рублей 10 копеек. А на одном шарообразном выгравирована надпись. Да такая витиеватая, что разобрались не сразу. Оказалось, на нем написано – «Волжанин». Так назывался самовар типа «шар». Его выпускали на Волге — в Куйбышеве (Самаре). Обычно эти самовары шли на подарки ударникам труда.

НОВОЕ – ДЛЯ СТАРИНЫ     

В начале лета музей получил новое оборудование. Учреждение было  включено в государственную программу развития культуры. Таких в регионе оказалось 8 из 12 подавших заявки. Эта программа предусматривает выделение значительных средств на техническое оснащение музея. Музею выделили  2651395 рублей из федерального бюджета. Также было   софинансирование со стороны муниципального района.

  • — Не передать, какую радость мы испытали, когда узнали, что попали в программу. По этой программе мы закупили современное оборудование: интерактивную книгу и интерактивный мультимедийный поворотный стол, 17 выставочных витрин, планшет, стойки ограждения, точечные светильники для подсветки экспонатов, двухсторонние музейные стенды с подсветкой,  стеллажи мобильные и стационарные, стеллажи для карт,  шкафы для картотеки,  сейфы оружейные. Были также проведены пусконаладочные работы по установке противопожарной системы и оповещения, охранной сигнализации, а также монтаж и наладка системы видеонаблюдения, — рассказала директор Светлоярского историко-краеведческого музея Лариса  Кашлева.

Вот так — старина соседствует с современной техникой, в музее —  древние предметы быта, интерактивные доски, рассказывающие о животном мире района, военные трофеи — эхо Сталинградской битвы. И приходят сюда посетители, которые с младых ногтей впитывают смесь культур на перекрестке цивилизаций.

Ирина РОМАНОВА
Фото Юлии САФОНОВОЙ
Материал подготовлен в рамках грантового проекта «Роса России»