Олимпийская молодость

0
1050
views

Наш земляк строил объекты Олимпиады-80 в Москве

В этом выпуске рубрики «Портрет в интерьере истории» о своем маленьком участии в большом историческом событии рассказывает житель поселка Привольного Александр Романов

В 18 лет

Александр Петрович родом из Баку, но вот уже больше 30 лет его дом — в Привольном. Он согласился рассказать, как в 1979 году принимал участие в подготовке Москвы к Олимпиаде -80:

  • В 1976 году, после окончания 8-го класса, поступил в профессиональное училище, где отучился на плиточника-мозаичника. Полученная профессия и привела меня на всесоюзную стройку. В 1979 году я как раз оканчивал училище, на курсе был не последним студентом. В конце обучения некоторым особо талантливым ребятам предложили поехать в Москву, применить свои знания и навыки на практике. Среди них был и я. Так в 18 лет у меня появилась возможность приложить руки к столь великому делу. Нам предстояло практически показать капиталистическим странам, как хорошо и красиво может жить и строить советский человек.

По словам нашего собеседника, Москва в конце 70-х отличалась некоторой свободой нравов в отличие от консервативного Баку. К тому же в столице можно было найти и купить то, чего никогда не было на окраинах Союза, хотя считалось, что в Закавказье снабжение гораздо лучше, чем в центральной России.

  • Когда меня звали в столицу, обещали общежитие, хорошую зарплату – 250 рублей, возможность увидеть Москву, опять же быть причастным к великой стройке. К сожалению, участвовать в строительстве спорткомплекса Олимпийского мне не довелось, мест уже не было. Но вот отделывать олимпийскую деревню и сопутствующую инфраструктуру я смог. Участвовал в строительстве домов в районе Медведково. Мастера тщательно следили за работой, гостей столицы и иностранцев нужно было удивить. Материалы для работы тоже были лучше привычных для советского союза видов кафеля, — вспоминает Александр.

Маленькое недоразумение

Поселили работников в Ясенево, выделили, как и обещали общежитие, в новом 9-этажном доме. Правда радость от такого радушного приема быстро сменилась разочарованием. Уж очень строителям досаждали клопы. Вот и приходилось пролетариям страдать, отодвигать кровати подальше от стен.
Наш собеседник говорит, что была и еще одна ложка дегтя:

  • Я привык, что в Баку к историческому наследию относились бережно, в школе нас часто водили в Старый город, да и сами бакинцы относились к старинным постройкам с трепетом. А в Москве ради строительства олимпийских объектов сносили старинные кварталы! Деревянная резьба, наличники, старинное дерево — всё уничтожалось бульдозерами. На месте исторических кварталов возводились панельные дома, гостиницы, магазины, кинотеатры, кафе…

Жвачка и джинсы

Впрочем, молодого человека интересовало не столько строительство, сколько прогулки и развлечения. В парке Горького, в центре Москвы, на Чистых прудах. Аттракционы, фанта в свободном доступе, жвачка. Наш герой говорит, что именно в Москве он купил себе первые джинсы «Леви Страусс». В целом в Москве выбор одежды, обуви и очень модных тогда меховых шапок был куда лучше, чем в других городах страны. Кстати, зарплата у Александра и вправду по тем временам была высокая, обещанные 250 рублей регулярно платили.

  • Было в столице и много соблазнов, в юные годы я увлекался музыкой. И интересовали меня, как и большинство моих сверстников, вовсе не «Земляне», а ритмы и мелодии зарубежной эстрады. В Москве было вполне реально купить импортные пластинки «АВВА», «Вoney M», «Pink Floyd», «Deep Purple». Но стоили они 250-300 рублей — вся моя зарплата. Пластинок, к сожалению, купить не удалось.

«Дубинки»

По воспоминаниям Александра, летом 1979 года всех маргинальных элементов, а именно бездомных, фарцовщиков, преступников, алкоголиков стали удалять из города. Их переселяли за 101 километр. Милиция следила и за молодежью.

  • Следили не только за порядком, но и за идеологическим воспитанием строителей Олимпиды-80. Так, в красном уголке нашего общежития решено было создать группу, меня это заинтересовало. С товарищами мы собрали свой ВИА, назвались «Дубинки» и на репетиции спели руководителю уголка популярную в наших кругах «Шизгару» на английском языке. После этого выступления группа «Дубинки» существовать перестала, — смеется Александр.

Новый город

Наш герой сожалеет о том, что не удалось сделать фотографии на строительстве олимпийских объектов. Фотоаппарата у него не было, да и брать его с собой в общежитие было не с руки. Хоть милиция и следила за порядком, но в ту пору было модно воровать шапки из ондатры и не только, так что брать с собой что-то ценное было опасно.
В 1980 году Александра забрали в армию, где он тоже был плиточником. Строил новый город в Сибири на реке Оке – Саянск.
Затем профессию пришлось сменить, 42 года проработал водителем:

  • А мастерство плиточника пригодилось по дому – плитку везде клал сам. В 2018 году мне повезло вновь побывать в столице, было приятно увидеть здания, к которым я приложил руки.

Ирина РОМАНОВА
Фото героя публикации и из открытых источников