«Братика похоронили во дворе»

0
304
views

В Волгограде продолжается судебный процесс по делу, объем материалов по которому составляет 14 томов. Свидетелям тех событий уже глубоко за восемьдесят лет

Речь идет о преступлениях немецко-фашистских захватчиков и их пособников на оккупированной территории Сталинградской области в период с июля 1942 по февраль 1943 года. Собрана доказательная база. Позиция прокуратуры: действия оккупантов должны быть признаны геноцидом советского народа.
Два года назад в Светлом Яре скончалась хорошо известный в районе врач Кучугуб Лидия Александровна. Более полувека отдала она медицине, а на заслуженный отдых доктор ушла в 78 лет.
Мало кто знает, что пришлось пережить Лидии Александровне в детстве. Об этом она писала в своих воспоминаниях, которые предоставили газете ее родные.
Кучугуб Лидия Александровна (в девичестве Фарятьева) родилась в Сталинграде 15 апреля 1936 года. Семья жила на берегу Волги недалеко от Дома Павлова. Детство Лиды пришлось на тяжкие годы войны. Совсем маленькой девочкой во время битвы за Сталинград она пережила большую трагедию. Вот как описывала тот страшный день сама Лидия Александровна:
«Мама с балкона увидела, что всё небо покрыто немецкими самолетами. Она быстро собрала нас — меня, сводную сестру Фаю, братика Борю. Мы спустились в бомбоубежище в нашем доме и разместились около самого входа, так как мест уже не было. Вдруг к нам забежал со стороны Волги наш солдат напиться воды. А с улицы немец увидел его и бросил гранату, всех привалило. Братик Боря умер сразу. Вход в бомбоубежище завалило. Чтобы у детей не загорелись волосы, мама накрыла нас простыней. Затем в дверях мы увидели свет, это откапывали нас русские солдаты. Большинство, кто был в бомбоубежище, погибли. Мама от всего этого лишилась речи. Совсем не могла говорить… Похоронили мы братика во дворе нашего дома, а сами пошли к Волге в надежде сесть на пароход. Но пароход был уже переполнен и отходил от берега. Когда он достиг середины реки, немецкие самолеты его потопили, и все погибли. На станции Гумрак мы остановились в землянке, рядом лежала убитая лошадь, мама хотела сварить детям мясо, но забежал немец, заглянул в кастрюлю и все забрал, так мы остались голодные».
Пришлось Лидии хлебнуть горя и на оккупированной территории Украины, где семья оказалась вместе с отцом, отправленным немцами вместе с другими захваченными в ходе боев работниками «Баррикад» на завод в Днепропетровск. Там пробыли до окончания войны.
Сколько их уже ушло — детей войны! Сколько они могли бы рассказать. Хорошо, что записаны эти воспоминания. Такое не забывается. И не имеет срока давности.

Светлана АБРИКОСОВА
Фото из открытых
источников