За тех, кто с 20.00

0
565
views

28 мая – День пограничника

Завтра в Светлом Яре замелькают зеленые фуражки. Свой праздник будут отмечать те, кто служил на границе. «Восход» встретился с несколькими представителями пограничного братства. Мы расспросили наших героев, как проходила служба, какой след она оставила в их судьбе и что они испытывают в День пограничника.

Алексей Васильевич Горьковский вырос в Грозном, окончил школу и нефтяной техникум, очень хотел служить в погранвойсках. Мечта сбылась.

  • Я службу проходил в 1990-1992 годах. Сначала полгода была учебка в Нахичевани. Там же была и погранзастава, граница рядом. Сложностей хватало. Когда мы приехали туда, нас встречали «деды», которых мы должны были заменить. Они рассказали, что приходилось даже спать в бронежилетах. Это была азербайджано-иранская граница, она проходила по реке Аракс, и незадолго до нашего прибытия там снесли бульдозером 100 километров защитной системы. Каждую неделю задерживали по 90-100 нарушителей, которые ходили через границу к своим родственникам на «той» стороне. Иногда были стычки с местными жителями, нашим ребятам доставалось от них – бросались камнями: азербайджанцы хотели убрать границу. Насколько я знаю, этой заставы уже нет. Дедовщины у нас практически не было, все одинаково несли тяготы службы. В учебке много внимания уделяли физподготовке, мы каждый день бегали по 5 километров. Такая подготовка мне очень пригодилась в дальнейшем. Потом меня направили в Северо-Западный пограничный округ. Я служил на узле связи округа в Петрозаводске. Это была совсем другая служба. Вообще, я считаю, что каждый мужчина должен служить в армии. Мне это дало большой жизненный опыт, физически я окреп. Я горжусь, что служил в погранвойсках. Каждый год надеваю свою фуражку, на память остался еще парадный китель, в котором я вернулся со службы. Бывших пограничников не бывает.

Виктор Анатольевич Овсянников родился в Волгограде, но вырос в Райгороде, после школы окончил училище № 29 по специальности «приборист», сейчас работает на «Каустике».

  • В армию меня взяли осенью 1984 года, на призывном пункте зачитали список, и я попал в погранвойска. Служить пришлось на армяно-иранской границе, в Мегринском отряде Краснознаменного Закавказского пограничного округа. Это была граница с Ираном. Учебку я проходил в том же отряде. В него входило 17 застав. После учебки я попал сначала на 13-ю заставу, но заболел, а после госпиталя меня встретил лейтенант из отряда и забрал к себе. Моя должность называлась «старший МЭП» (мастер по электроприборам). В отряде нас было двое, мы отвечали за работоспособность системы сигнализации, натянутой на всех заставах, где были свои МЭП, а мы были старшие. Нарушители, конечно, тоже были, но все бегали к своим родственникам на той стороне. Мы видели иранских пограничников. У них была своя дедовщина. Впереди шел старший без оружия, а его карабин вместе со своим нес сзади кто-то из младших. Между нами была речка Аракс. Искупаться в ней не было никакого желания – она всегда была мутная, причем разного цвета, в зависимости от цвета глины, которую она размывала.
    Однажды мы с другом после обеда пошли в «самоход», рядом был городок. Жара быстро нас настигла, захотелось пить, а негде! Мы постучались в один двор, а там нас усадили за стол, накормили, напоили.
    Были и свои «термины». Первый год службы – ты «салага», второй – «дед». Еще было разделение по призыву: весенний – «майданы», осенний – «драконы». «Салагам» можно было есть пшенную кашу, а «дедам» это было не по статусу, можно было только после приказа на увольнение. И слово «пшено» было уничижительным. Кстати, пограничники обычно переслуживали свои 2 года. Я вернулся домой в январе 1987 года, то есть прослужил 2 года и 3 месяца, и то благодаря «дембельскому аккорду» — мы обустроили из заброшенного сарая технический класс по подготовке пограничников, который признали одним из лучших в округе. Переслуживали, потому что надо было передать опыт прибывшей смене.

К нам в редакцию позвонила Анна Сергеевна Черкасова.

  • Мой отец Сергей Иванович Черкасов служил на 16-й погранзаставе в селе Маркара Октемберянского погранотряда на турецкой границе. Он много рассказывает о свой службе. Было это в 1985-1987 годах. Он служил в должности старшего прожекториста. А после армии работал трактористом. Я хочу поздравить его с Днем пограничника. Он гордится своей зеленой фуражкой. А китель, в котором он вернулся из армии, со значками и аксельбантом, папе уже мал, но я сама как-то примеряла его на себя. Еще есть дембельский альбом, в котором много фотографий. Это хорошая память.

И небольшое авторское отступление. В прошлом году 28 мая мы с друзьями ездили по пойме, искали забытые воинские памятники и немного заплутали. Зашли в придорожный магазинчик-кафе, где сидели несколько мужчин, в стороне были сложены зеленые фуражки. Мой друг, тоже служивший пограничником, обратился к ним: «С праздником, братишки, не подскажете, как нам найти…» Конечно же, «братишки» усадили нас за стол, несмотря на протесты. Сколько интересных армейских историй мы тогда услышали!..

Как известно, пограничные сутки начинаются в 20.00. То есть поздравлять погранцов можно уже с вечера субботы. Что мы и делаем. Здоровья вам, ясного неба, благополучия в семье и на работе. За тех, кто с 20-ти!

Александр Смирнов
Фото автора и
Юлии Сафоновой