Порядку на дорогах быть

0
168
views

В мире профессий есть такие, от которых многие предпочитают держаться подальше. Одна из них – инспектор Госавтоинспекции. Ежедневно сталкиваясь с нарушителями на дорогах, эти люди должны обладать особым складом характера – об этом и многом другом мы поговорили с Алексеем Толстовым, старшим государственным инспектором Светлоярской автоинспекции.

Для Алексея Евгеньевича эта работа – настоящее призвание, с 1994 года он на службе. Вспоминает, как его наставник Вячеслав Батищев, не церемонясь, бросил новичка в гущу событий – на ДТП без жертв:

– Дает мне бланк, ручку и говорит: «Иди, бери объяснения и составляй схему». А я вчерашний гражданский, какие объяснения, какие схемы? – улыбается инспектор. – Это сейчас меня ночью разбуди, я расскажу, как и что оформляется, а тогда Вячеслав Иванович уделил мне полторы минуты на объяснение, и – в бой. Инструктаж по составлению схемы тоже был краток: что видишь, то и рисуешь: перекресток и машины, как они стоят, привязать их к трем точкам, одна из которых неподвижная – столб, километровый знак, на худой конец сам перекресток.

Из ярких воспоминаний – первое ДТП со смертельным исходом: «Очень тяжело было, сутки я не мог ни есть, ни спать». Однако, как настоящий профессионал, Алексей Толстов со временем научился справляться с подобными ситуациями:

– Это специфика нашей работы, и с ней нужно смириться. В этом плане мы как хирурги: вида крови бояться нельзя, – философски замечает он.

Нормативная база – основа основ

– Сотрудникам, которые впервые устраиваются к нам на службу, я говорю: прежде чем что-то делать, читайте «нормативку» – приказы, постановления правительства, всё, что регламентирует нашу деятельность, – приоткрывает азы работы профессионал.

Работать по старинке уже не получится, считает Алексей Толстов: постоянно что-то читаешь, созваниваешься с коллегами, советуешься, потому что законодательство меняется, хоть и не глобально, но достаточно часто:

– Административный кодекс раньше был не то чтобы проще, но стабильнее, что ли: изменения в него вносились примерно раз в полгода, сейчас же обновления едва ли не каждый месяц. И если раньше в управлении госавтоинспекции раз в полгода проводилось обучение для инспекторов со всей области, то сейчас таких занятий нет – только самообразование, и интернет в помощь. Я вот, например, специальную правовую программу себе на мобильный установил, чтобы быть в курсе всех изменений.

Спокойствие, только спокойствие

Одним из главных качеств хорошего инспектора Алексей Евгеньевич считает умение сохранять невозмутимость в самых сложных ситуациях. Если при общении с нарушителем ситуация начинает выходить из-под контроля, распыляться на эмоции нельзя:

– Понимаешь, что водитель «заведен», но отвечать на хамство бессмысленно. Промолчишь или продолжишь разговор в спокойном доброжелательном тоне, и человек быстро сбавит обороты и пойдет на диалог, – делится своим жизненным принципом Толстов.

Пьяному дорога скатертью

Пьяные за рулем – проблема, которую искоренить удастся вряд ли, как бы ужасно это ни звучало. Однако тенденция радует: количество таких нарушителей уменьшается.

С ужесточением законодательства, значительными штрафами, длительным лишением прав всё больше водителей задумываются, стоит ли садиться за руль «подшофе» или лучше прогуляться пешком один вечер.

Мальчиши-плохиши

Но времена меняются, а вместе с ними и способы испытывать инспекторов на прочность. Если раньше главной ахиллесовой пятой ГАИ были пьяные водители, то сейчас больше всего головной боли доставляет другая категория – мотоциклисты.

– Молодые ребята относятся к своим байкам как к спортинвентарю, а не транспортному средству, – возмущается Толстов. – В их понимании дорога – это гоночная трасса для экстремального вождения, и под колесами мотоцикла не надо путаться! Но если это спортивный инвентарь, на дороге общего пользования тебе не место, есть спортивные площадки. А выехал на дорогу – должен понимать, что управляешь именно транспортным средством, которое считается источником повышенной опасности.

По словам инспектора, лихачей-мотоциклистов сложно образумить, особенно если идет речь о подростках. Даже штрафы не всегда помогают, родители часто закрывают глаза на детские выходки:

– Пока по карману как следует не ударишь, проку нет, – сетует инспектор. – Некоторые мамочки и папочки только тогда начинают своих чад воспитывать, когда те начинают серьезно влетать на штрафы или, не дай Бог, в аварии попадают.

Иногда лучше уступить

Другая категория водителей, доставляющая автоинспекторам массу хлопот, – пожилые люди. Снижение реакции, невнимательность, забывчивость – все эти возрастные факторы нередко приводят к авариям.

– Нельзя говорить, что пенсионерам нужно запретить садиться за руль, но, как, впрочем, любой водитель, пожилой человек должен оценивать свои силы реально, – рассуждает Алексей Евгеньевич. – Не так давно пришел к нам немолодой мужчина и со словами: «Всё, я уже не водитель», сдал права. При этом и зрение у него нормальное, и в целом со здоровьем проблем нет, но реакция не та, да и скорости на дорогах возросли, вот он и опасается – и за себя, и за других. Хотя это, конечно, исключение.

Инспектор Толстов призывает молодых водителей проявлять больше терпения к возрастным автомобилистам:

– И в связи с этим к молодым участникам обратиться хочу. Если вы видите на дороге возрастного водителя, уступите ему дорогу, даже если это идет вразрез с правилами – разумеется, если ваш маневр не отразится на общей безопасности движения. Ведь потом говорить инспектору, оформляющему ДТП, что вы правы, будет бессмысленно: да, вы правы, но кому от этого стало легче?

Определить виновного в ДТП

– Алексей Евгеньевич, а если водитель не согласен с протоколом, который в отношении него составил инспектор?

– Если нарушитель не считает себя виновным, в течение 10 суток он имеет право протокол обжаловать.

– А если оба водителя говорят, что в аварии виноват другой? – задаю собеседнику провокационный, как мне казалось, вопрос. Наивная! Опытный инспектор мою попытку отбил с улыбкой:

– Совсем уж запутанных ситуаций практически не бывает, всё очевидно. В результате опроса (откуда ехали, что делали?) вывод сделать несложно: со стороны этого водителя нарушений нет, а этот нарушил такой-то и такой-то пункт правил дорожного движения.

И еще на очень важный момент обратил внимание Алексей Толстов:

– Ссылка нарушителя на то, что он не знал об изменениях в ПДД, не сработает. Вы – участник дорожного движения, обучались, получали права, правила дорожного движения знаете – ответственность на вас. Даже если правила поменялись, знать их вы должны. Тем более, что кардинально они не меняются. Изменения – да, и, как я уже говорил, частые, но так чтобы, например, правостороннее движение вдруг поменялось на левостороннее, такого же нет. А отслеживать новшества каждый водитель обязан.

Ваша служба…

– Наша служба схожа с армейской, со всеми вытекающими последствиями: дисциплиной и некоторыми лишениями, – говорит Алексей Евгеньевич Толстов. – Разве что казармы у нас – машины патрульно-постовой службы да время от времени – кабинеты для оформления протоколов.
После таких слов остается лишь пожелать старшему госавтоинспектору и его коллегам крепкого здоровья, стальных нервов и поменьше встреч с лихачами и нарушителями на трассах. Ну а законопослушным читателям – выказывать уважение к людям в форме и поддерживать порядок на дорогах.

Наталья Жилезнова
Фото Юлии Сафоновой