Родители бойца возят гуманитарную помощь на фронт
У Аладдина и Валентины Тагиевых 5 детей и 11 внуков. Казалось бы, какие могут быть заботы, кроме того, чтобы молодым помогать да малых нянчить? Но за последние два года – с тех пор, как их единственный неженатый сын был мобилизован – они 5 раз на своей машине ездили с гуманитарным грузом в зону СВО.
СЛУЖИТЬ. БЕЗ ВАРИАНТОВ
Когда сыну пришла повестка из военкомата, отец был в командировке, и их первый разговор состоялся по телефону. У парня не было и мысли уклониться от призыва, и в ответ на «Я пойду служить» он услышал:
– Ты прав, сынок, это твоя родина, твой долг. Иначе нельзя. И, поверьте, когда Аладдин Аслан оглы Тагиев повторил те слова, сказанные сыну, не было в них ни наигранной бравады, ни фальши: это не лозунг, это убежденность и вера.
Наверное, эта убежденность, эта вера и заставляют родителей проезжать без малого тысячу верст в один конец, чтобы поддержать своего сына и тех, кто воюет рядом с ним.
«КОНЕЧНО, СТРАШНО»
– Неужели вам не страшно? – как, наверное, любой человек, никогда не знавший войны, я и представить не могу, каково это – даже ненадолго оказаться в зоне «прилета».
– Конечно, страшно, – не кривят душой Тагиевы. – Едем, и на небо смотрим чуть ли не больше, чем по сторонам, чтобы «птичку», дрон то бишь, вовремя заметить.
– И что делать, если дрон появится?
– А что тут можно, кроме как на газ давить? Один раз сам удивился, когда стрелка спидометра до 140 дошла, – весело вспоминает отец солдата. И можно только догадываться, насколько не до смеха было ему тогда.
– А раз на базар пошли и вдруг слышим гул, – вступает в разговор Валентина Павловна. –Посмотрели на небо – там сбитый дрон горит. Местные говорят, что привыкли к такой картине, но я не представляю, как к выстрелам привыкнуть можно.
– Один раз друг со мной поехал, так, когда мы вернулись, он сказал, что это была его последняя поездка: на любую, говорит, мою помощь рассчитывай, машину заправить или инструменты купить, но только здесь, под мирным небом, – снова улыбается мужчина.
ТУДА И ОТТУДА
– Пять раз ездили, нас на таможне уже знают, – отвечают супруги на мой вопрос о сложностях перемещения через пропускные пункты.
Мои собеседники говорят, что для тех, кто возит гуманитарные грузы, въехать на территорию, прилегающую к зоне боевых действий, особых проблем нет: достаточно предъявить паспорт. Совсем другое дело – выехать назад: тут уж проверка идет полная, независимо от того, что «экипаж» таможенникам знаком, и просто предъявить паспорт мало: досматривается машина, что называется, от и до.
– Правда, в первую поездку неприятностей мы себе нажили, – говорит Валентина Павловна. – С нами тогда дочь была, так ее едва не арестовали: мы ж не знали, что ни видео, ни фото снимать нельзя! Ох, и долго нас тогда проверяли, а все записи, конечно, удалили, – сейчас-то оба смеются, вспоминая ту поездку, но легко представить, что они пережили тогда.
ПИСЬМА КАК ОБЕРЕГ
На снабжение бойцам жаловаться не приходится – еды вдоволь. Но на передовой не до разносолов, да и просто домашней еды хочется. Вот и загружают Тагиевы свою машину коробками со сгущенным молоком и банками с домашними соленьями, пирогами.
– В этот раз мясо ребятам возили, – говорит Аладдин Аслан оглы, – немного шашлыков пожарили, а остальное сырым оставили, чтобы парни потом свежее себе готовили.
Кроме «вкусностей» и сигарет везут важный груз: инструменты для ремонта техники, окопные свечи, маскировочные сети – то ,что лишним на фронте не бывает.
А еще – детские письма и рисунки. Непосвященному человеку трудно оценить всю важность весточек, которые получают на передовой, пусть даже не от родных людей. И то, что ребенок, написавший нетвердым почерком несколько строк, солдату не знаком, не важно: это часть Родины, часть мирной жизни. Это свидетельство того, что бойцов помнят, в них верят. И это нечто большее, чем просто листок с рисунком и треугольник со словами: солдаты понимают, ради чего они сражаются, кого защищают.
– Коробку с письмами открывают всегда первой, – говорит Аладдин. – Читают, друг другу пересказывают. А потом складывают в нагрудный карман, словно оберег.
СПАСИБО ВАМ
То, что сын благодарен своим родителям не только за гуманитарные грузы, но и просто за приезд, не удивительно. Но и его командир – «наш майор», как называет его Аладдин Тагиев – благодарен:
– Вас, он говорит, не только ваш сын – все бойцы ждут. Парни с вашим приездом как будто возрождаются, и не в гуманитарке дело.
А родители бойца и сами видят, как искренне их приезду сослуживцы сына рады – словно это их мама с отцом рядом.
– Пока наш сын сражается, мы будем помогать. Лишь бы сил хватило.
Наталья Жилезнова
Фото Юлии Сафоновой