8 июня — День социального работника
В наше время, когда стремительный ритм жизни и стрессы становятся неотъемлемой частью бытия, особенно важно иметь рядом человека, который готов оказать поддержку и помощь в трудные моменты.
Именно таким человеком является Наталья Вифлянцева, социальный работник светлоярского Центра социального обслуживания населения, которая работает с людьми старшего возраста.
– Меня всегда привлекали работа с людьми, возможность оказывать им помощь, – говорит Наталья Васильевна в ответ на вопрос о том, как она стала соцработником. – В ЦСОН я перешла после пятилетнего стажа в реанимационном отделении светлоярской больницы. И тот опыт мне очень сильно помогает в уходе за моими нынешними лежачими подопечными: не допустить пролежней, поменять постель, переодеть, искупать, покормить.
КАКАЯ ПОМОЩЬ ВОЗМОЖНА
Среди тех, кого она обслуживает, лежачих больных сегодня под патронажем Натальи Вифлянцевой двое, одна из которых в этом году отметила свой 100-летний юбилей. И это, как легко догадаться, самые сложные подопечные: находятся на постоянном обслуживании соцработника, который посещает их трижды в день.
– Скажите, как определяется, три раза в день нужно ходить к человеку или 2 раза в месяц? Какие-то критерии существуют, или одного желания пожилого человека достаточно?
– Конечно, критерии существуют. Категория обслуживания зависит от состояния человека: если способен себя обслуживать, передвигается самостоятельно, не прикован к постели, то на постоянное обслуживание его вряд ли поставят. Если кандидат в получатели социальных услуг на пенсии, ему тяжело передвигаться, самый распространенный вариант – раз-два в неделю в магазин и в аптеку для него сходить, в квартире убраться, рецепты выписать. Другое дело, если человек не может сам себя обслуживать, с трудом передвигается, на улицу не выходит – тогда ему нужен соцработник с функцией персонального помощника. Приготовление еды, смена белья, купание, измерение давления, контроль приема лекарств – далеко не все функции персонального помощника, который рядом с подопечным практически весь день.
РАБОТА НЕ ИЗ ЛЕГКИХ
– Наталья Васильевна, признайтесь: тяжелая работа?
– Тяжелая, – не отнекивается женщина. – И физически – все-таки весь день на ногах – и морально: наша профессия равнодушие исключает. И если физическую усталость снять не тяжело, мысли не отключишь, так и крутится в голове: упало ли давление, приняла ли таблетки, не забыл ли газ выключить?
На вопрос о самом сложном и самом позитивном в ее работе социальный работник ответила так:
– Самое интересное – это общение: ведь у каждого, с кем доводится общаться, за плечами большая жизнь, годы, прожитые совсем в другое время. Если бы вы знали, как интересно они рассказывают, какими сокровенными воспоминаниями делятся – да по их словам книги писать и фильмы снимать можно! И еще тепло на душе становится, когда видишь, как они радуются моему приходу: уборка, готовка, стирка – это, конечно, важно, но людям, чья жизнь сосредоточилась в одиноких четырех стенах, возможность поговорить бывает гораздо важнее. Да, у многих есть дети, но они или живут далеко, или целыми днями на работе – и пожилым не с кем и парой слов перекинуться.
– А самое сложное, – продолжает Наталья Вифлянцева, – невозможность помочь всем, невозможность каждого поставить на ноги, вернуть здоровье.
«МНЕ ВСЕГДА ВЕЗЛО НА ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ»
С двумя-тремя родными людьми порой общий язык найти сложно, а тут – не двое, не пятеро и даже не десятеро! Да каждый со своим характером, со своим пониманием «как надо» – это как же под каждого подстроиться?
– Это не сложно, если их уважать и не забывать, что твои подопечные – пожилые люди, – улыбается Наталья Васильевна. – А вообще могу сказать, что мне всегда везло на хороших людей. Вот и сейчас все, как один, подобрались – доброжелательные, не склочные. Конечно, нет-нет, да бывает, что встанет бабулечка не с той ноги и бурчит с самого утра. А я внимания не обращаю: делаю свою работу, разговариваю, как обычно. Глядишь, через час-другой настроение уже у всех хорошее, и бабушка сама забыла, чем недовольна была.
– Руководству жалуются?
– Нет! За 6 лет такого ни разу не было, – и так искренне улыбается моя собеседница, что сомневаться в ее словах не приходится.
СПАСИБО ВАМ, НАТАША!
– Что ж, жаловаться – не жалуются, а хвалить – хвалят? – не унимаюсь я.
– Вот что есть, то есть, – гордится Наталья Вифлянцева. – В нашем Центре соцобслуживания есть журналы, куда подопечные могут записывать свои отзывы о нашей работе. Некоторые благодарности аж вслух зачитываем – такие они добры и приятные!
И это не удивительно: каждый соцработник – человек, чья работа дарит тепло и надежду, делая мир вокруг себя лучше и добрее. Спасибо вам!
Наталья Жилезнова
Фото Юлии Сафоновой