1 мая 2025 года в российских кинотеатрах стартовал показ военной драмы «В списках не значился», а в Светлом Яре это произведение показал молодежный театр «Глобус». Ребята сыграли произведение проникновенно, передав живые чувства и эмоции героев. Главную роль лейтенанта Плужникова исполнил Сергей Халяпин – студент Волгоградского индустриального техникума, бывший выпускник полицейского класса Светлоярской школы №2, с которым я решила побеседовать.
— Сергей, когда ты увлекся театром?
— В 2019 году я был в 5 классе, к нам пришла Надежда Валентиновна Панкратова. Рассказала о наборе в театральный кружок. Я решил пойти. Занимались мы в актовом зале школы и в ДДТ. Как сейчас помню свои первые спектакли: «12 месяцев» — играл солдата, который падчерице давал курточку, чтоб она не замерзла; «Маленький принц» — играл короля, который хотел, чтобы кто-то с ним жил на его планете, поэтому старался задержать у себя маленького принца.
В театральный кружок ходили 8-10 человек: Евгений Старков, Алина Корабельникова, Полина Голубничева, Никита Пешков, Никита Кифус и другие. Перед репетицией у нас были тренировки: мы разминались, играли небольшие этюды. Нам давали определенную тему, например, показать какое-то животное; двое человек играли людей, которые пришли в зоопарк, а остальные показывали диких животных. Я играл ленивца, кто-то показал змею – это было очень смешно. Самое яркое моё воспоминание о том периоде – это 9 мая, мы показывали спектакль про Сталинград на сцене около администрации, было страшно и волнующе, но в итоге мы справились.
Надежда Валентиновна была очень строгая и требовательная, при ней никто текст не забывал. Старалась нас настроить, чтобы мы не только вошли в роль, но и могли её осознать. Говорила: «Как вы чувствуете свою роль, так и играйте». Помогала внутри себя пережить сюжет. С ней мы спорили, обсуждали и приходили к компромиссу. У меня лично была проблема с «королём», я вообще не знал, как его можно сыграть – человек, который один на планете, но у него появилась надежда, что кто-то с ним останется. Мне этого было не понять, я всегда жил в кругу семьи, друзей. Мы много с ней беседовали, проговаривали, и когда смог прочувствовать, то смог сыграть. Нам в Светлом Яре нужен такой художественный руководитель, как Панкратова. В 5-6 классе мы участвовали в репетициях хоть с ленью, но и с увлечением. Такой «кружок» сильно развивает память, словарный запас, дикцию, помогает уверенно держаться перед публикой. Одноклассники меня поддерживали, говорили: «Молодец, Серёга! Участвуй!». Вот сейчас вижу, что есть у некоторых детей склонность и талант, надо это развивать, заниматься. Нужен человек, который настроит детей на творчество.
Весной 2022 года стал заниматься в молодежном театре «Глобус». За три года я участвовал в нескольких постановках: «Тимур и его команда» — роль Тимура, «А зори здесь тихие» — роль старшины Федота Васкова, «Евгений Онегин» — роль Ленского, «Ромео и Джульетта» — роль отца Джульетты, «Герой нашего времени» — роль деревенского парня Ивана и секунданта на дуэли, «В списках не значится» — роль лейтенанта Плужникова.

— Как рождается театральная постановка?
Роли распределяет наш режиссёр Галина Геннадьевна Воловикова. Сначала занимаемся только «начиткой» текста, потом репетируем сидя. Когда все привыкли к своему герою начинаем ходить по сцене и взаимодействовать друг с другом – выстраиваем мизансцены. Затем работаем с реквизитом. Под конец подготовки нам выдают костюмы, и мы начинаем репетировать в них. Генеральная репетиция — и потом спектакль со зрителями.
Наша труппа 2025-го года — это Роман Балашов, Виктория Орешкина, Елизавета Онисимова, Алексей Беляк, Даниэль Шамаева, Алиса Тарцан, Артём Гурьянов, Ставр Завьялов, Юлия Гапонова, Александра и Мирослава Гада.
Сначала ничего не понятно, даже не ясно, что от тебя требуют, со временем приходит понимание, выстраиваешь некоторые картины у себя в голове. На репетициях были и веселые ситуации, особенно когда приходили не все и приходилось парням заменять девушек. Или когда текст перепутает кто-то. В целом – много общаемся, смеёмся. Ещё Надежна Валентиновна научила «поверью»: если текст упал на пол, нужно на него сесть, иначе роль не получится. И если падал текст, мы садились. Бывало, кто-то «заблудился в тексте» и «перепрыгнул», тогда теряется целый отрывок, все остальные тоже будут дальше играть. После спектакля остаёмся на чаепитие.
Со спектаклями выступали в библиотеке, в ДК «Октябрь», ДК «Химик»
— Расскажи про роль лейтенанта Плужникова?
— Последняя роль – Плужникова — была самая сложная для меня. Вернувшись с летних каникул, собрались в библиотеке. Раздали нам сценарий, тема военная, мне сразу предложили главную роль, и я понял, что придётся много работать – роль серьёзная. Репетиции 2-3 раза в неделю. Сапоги для спектакля были ужасно маленькие, неудобные, да ещё и скользкие. Парик я вообще не мог правильно надеть, и пришлось совсем от него отказаться. С ремнями от автоматов не смогли разобраться и просто завязали на узел.
Мой герой эмоционально сильный. Он только из военного училища, и так получилось, что сразу попал в гущу событий начала войны – в Брест, который был атакован и захвачен немцами. И он не сдался, не дезертировал, а продолжил до конца сражаться. Даже когда он потерял своих близких и знакомых. Плужников смог организовать вокруг себя людей, они его (ещё совсем молодого, неопытного) слушались и выполняли его приказы. Мне кажется, он был очень добрый — постоянно думал о других. Когда лейтенант очнулся после перестрелки на складе, где он познакомился с Миррой, Степаном Матвеевичем, тётей Христей, он думал, как их спаси. Воин выжил и до конца держался, даже когда остался последним защитником Брестской крепости. Восхищает меня Плужников силой своего духа, отвагой и самоотверженностью. Николай Плужников морально сильный, я уважаю таких людей, которые не сдадутся ни под каким гнётом. Хочется тоже быть сильным, отважным и уметь постоять за себя, за друзей, за Родину.
Сам спектакль очень атмосферный, погружаешься в первые дни осажденного города. Хотел бы я вживую посмотреть на Брестскую крепость, побывать в тех местах. После последней сцены я ещё долго слышал голоса «погибших» товарищей. Сразу невозможно переключиться с такой серьёзной роли в обычную жизнь.
— На каких мужчин, защитников Отечества, ты хотел бы быть похожим?
— На Великой Отечественной войне воевал мой прадедушка, Бунин Иван Павлович. Мужчины, на которых я ориентировался в жизни – это Порфирьев Андрей Зиновьевич, мой крёстный – бывший пожарный и мастер, который может отремонтировать, построить всё, да и сам начитанный, грамотный, многое знает; Порфирьев Зиновий Петрович, дедушка, с х. Трудолюбие, мог трактор с закрытыми глазами разобрать; Халяпин Роман Николаевич, отец, служил в Чечне, очень хорошо разбирается в машинах, ценю в нём трудолюбие и настойчивость.
— Спасибо, Сергей, что поделился своими мыслями. Желаю творческих успехов, новых ролей.
Блиц опрос
В какой точке мира хотел бы побывать?
– Испания, Мадрид. В России в Казани.
Есть мечта?
– Получить высшее образование и стать инженером. Попасть на спектакль в профессиональный театр.
Какой спорт нравится?
– Люблю настольный теннис, смотреть футбольные матчи, болею за «Пари Нижний Новгород»
Самый запомнившийся подарок?
– Двоюродная сестра Маша Порьфирьева подарила мне поездку в Москву.
В какой исторической эпохе хотел бы побывать?
– В 19 веке, хотелось бы побывать в царской России.
В чём смысл жизни?
— В семье. Хочу крепкие отношения, чтобы вокруг меня были люди, с которыми я бы мог идти до конца.
Как стать добрым?
— Нужно учиться переосмысливать свои поступки и исправляться. Когда вокруг тебя люди делают добрые вещи, всегда задумываешься: «А почему я так не делаю?» — и хочется вместе с этими людьми помогать другим.
Как семья относится к твоему увлечению?
— Сестра Алёна и мама Надежда Зиновьевна приходят на мои постановки и поддерживают меня.
Любимый праздник?
– День рожденья 15 июня.
Что в людях ценишь, а что не принимаешь?
– Честность, умение общаться. Отталкивают в людях жадность и лицемерие. Привлекает умение разбавить обстановку. Ценю юмор.
Юлия Сафонова
Фото автора