Математика на французском

0
779
views

В новой рубрике мы расскажем о том, как светлоярцы участвовали в истории страны: ездили покорять целину, БАМ, ВДНХ, были ликвидаторами ядерных аварий в Чернобыле и на «Маяке» и так далее. Первый выпуск рубрики о том, как советские учителя работали по линии ЮНЕСКО в развивающихся странах

Жители Светлого Яра Геннадий Павлович и Алла Александровна Степаненковы в 1985 году уехали работать в экзотическую страну – Буркина-Фасо. Это бывшая французская колония в Африке. Отправились туда супруги с ответственной миссией помощи молодому государству – учить местных детей математике.

С 11 по 1

• Алла Степаненкова (справа) со своими учениками

Алла Александровна родом из Светлого Яра, ее супруг — из Дубовки. В 1979 году они вместе окончили Волгоградский пединститут, по распределению приехали в Светлый Яр, работали в школе. А в 1984 узнали о том, что ведется набор учителей, чтобы преподавать в развивающихся странах, которым помогал СССР.

  • Молодость и авантюризм сделали свое дело,- признается Алла Александровна. — Мы с супругом прошли собеседование и затем отправились на 10-месячные курсы в Московский педагогический университет имени Ленина. Там меньше чем за год мы изучили французский язык с ноля, ведь обучение в Буркина-Фасо шло именно на нем. Самолет отправился в Буркина-Фасо с двумя дозаправками. И если на первой дозаправке в Будапеште я держалась, то на второй в столице Ливии Триполи сердце защемило, и я поняла, хочу домой, на Родину. Но было уже поздно.

Наши собеседники признаются, что в Буркина-Фасо их встретил другой мир, другие люди, другая система образования.
Дети там шли в 11 класс, а заканчивали 1, то есть классы отсчитывались с конца. По имени-отчеству обращаться к учителям не принято, только «мадам» и «месье».

  • Мы с мужем работали в разных школах. Классы по 60-65 человек, урок 60 минут. Перемен нет, сразу после одного урока приходил другой учитель. Учебников не было. То есть у учителя, он, естественно, был, но в пересчете на современные деньги стоил около 1500-2000 тысячи рублей. Дорого! А страна бедная. Платили нам не по нагрузке, а она у нас была очень большая, а оклад. У мужа была зарплата больше, так как он мужчина, — рассказывает Алла Александровна.

А у нас сиеста

• Шахматные баталии. За левым столом — Геннадий Степаненков. В центре — бюст Ленина

Уроки проходили с 8 утра до 12 дня. Затем до трех часов дня — сиеста, так как учиться в африканскую жару было невозможно. В 15.00 занятия возобновлялись. Каникулы в Буркина-Фасо два раза — перед Рождеством и летом — в сезон дождей. А сезон дождей в Африке – это время, когда вода будто льется с неба ведрами, дойти до школы невозможно. Поэтому занятия начинались 1 октября.

  • В классах у детей были старосты, которые внимательно следили за их поведением и словами и передавали затем всё завучу, — продолжает свой рассказ собеседница. — Глядя на учеников, можно было сделать вывод об их благосостоянии, — Если круглый год в шлепанцах-сланцах – из бедной семьи. У кого есть туфли – уже считались обеспеченными. Оценок, по сути, не было, потому как реализовать привычный в СССР подход в образовании с 60 детьми в классе невозможно. Всё, что я записывала на доску, они переносили в тетрадь, затем писали контрольные, которые и формировали оценки. В конце семестра, кроме того, что я ставила им заслуженный балл, а там 20-балльная система оценки, я давала и краткую характеристику ученику. Если ученик не набирал необходимых для учебы в этой школе баллов, его исключали. Продолжить обучение он мог только платно. После 3 класса можно было прервать обучение в школе или пойти учиться до 1 класса. Сдав экзамены, можно было поступить в большинство европейских ВУЗов.

«Хотелось квашеной капусты»

  • Будничная жизнь в Буркина-Фасо была так же далека от российской, как и учебная. Вкусные свежие овощи и фрукты круглый год, клубника в январе. И несмотря на это в январе так хотелось квашеной капусты и соленых помидоров! Мы приспособились и там готовить русские блюда. Еда коренных жителей страны, а они представляли собой разные племена, отличалась от нашей. Однажды уже перед самым отъездом мы с супругом посетили директора школы, в которой я работала. Его супруга была из другого племени, нас угощали традиционными яствами обеих племен. Картошкой фри, например. Или заваренной кипятком кукурузной крупой. В свою очередь мы учили жителей готовить салаты из капусты и моркови, они о них не знали! Делали пельмени, — говорит собеседница.

Она вспоминает, что в Буркина-Фасо они с супругом впервые попробовали йогурты, которых не было в СССР, импортный чай, настоящий вкуснейший кофе, которого больше она найти нигде не смогла. В свою очередь один из учителей школы, коренной африканский житель просил их привезти из России сушеную волжскую рыбу, он учился в СССР, и вкус этого продукта ему так понравился, что он не мог его забыть.
Из Буркина-Фасо супруги Степаненковы привезли видеомагнитофон, двухкассетный проигрыватель, японский телевизор с пультом. Какие это тогда были диковины! А коренные жители той страны почему-то очень ценили металлические значки и ждали из России именно их.

Встреча с Юрием Сенкевичем

• Фото в Африке с ведущим телепередачи «Клуб путешественников» Юрием Сенкевичем
  • Жизнь в этой стране — сама по себе приключение. Но в момент, когда мы туда прибыли, произошел еще и военный переворот. В Буркина-Фасо я впервые услышала звук стрельбы, но «старожилы» успокоили — местные вообще любят пострелять, по любому «достойному» поводу. Но когда на улицу высыпали солдаты, стало страшно. Мы ждали эвакуации.

льной стране совершить путешествие, посетить озеро крокодилов, озеро бегемотов. Кстати, встретили там самого Юрия Сенкевича — известного ведущего знаменитой в СССР телепередачи «Клуб путешественников», который снимал там сюжет. И даже земляка встретили, человека можно сказать, родного — ректора Волгоградского пединститута Максима Матвеевича Загорулько. Он даже узнал нас, вспомнил, как подписывал диплом в педе.

Климат нам не страшен

• Геннадий Степаненков (слева) на улице Буркина-Фасо

Буркина-Фасо — это западная Африка, климат суровый, растительности мало. Однако наши собеседники говорят, что они, как истинные светлоярцы, не сильно почувствовали особенностей климата, а вот жители Украины и других регионов, которые работали с ними, с трудом адаптировались. Со многими Степаненковы потом общались, они приезжали в Светлый Яр в гости, при посещении с шуткой отмечали, что наш климат похож на африканский.

  • В Африке мы все научились шить легкую летнюю одежду. Благо, времени хватало, Журнал «Бурда Моден» был доступен, как и качественные ткани. К слову журналы и ткани мы тоже везли в СССР. Сами африканцы даже малейшее похолодание переносят с трудом. Уже в 17-18 градусов начинают утепляться – надевать теплые куртки и перчатки. Да и мы на второй год от русской прохлады отвыкли. С водой в стране тоже трудности. Система искусственных озер набирается в сезон дождей, эту воду используют весь год. В каждом доме фильтры. Именно оттуда я привезла привычку мыть фрукты с мылом, потому, что мы очень боялись болезней, малярия ужасна. Мы видели, как болеют местные, и боялись заражения, — говорит педагог.

Люди мира

Этой стране семья Степаненковых отдала 2 года, дома ждала маленькая дочка, по которой, конечно же, очень скучали.

  • Часто вспоминаем те времена, ищем одногруппников в интернете, — сказала на прощание Алла Александровна. — Нам довелось поработать с людьми со всего Союза и со всего мира – Италия, Югославия, Куба. Незабываемый опыт. Кроме того, я на всю жизнь пронесла любовь к французскому, и даже некоторое время преподавала его во ВМЭТе, понимаю песни и французскую речь.

Сейчас она продолжает учить детей – преподает алгебру и геометрию в Светлоярской школе №1, супруг — на заслуженном отдыхе. Собирает марки, занимается с внуком и, конечно, частенько рассказывает ему о далекой африканской стране.


Ирина Романова