Владимир Першанин: «В Светлом Яре мне дали путевку в жизнь»

0
396
views

Мы знакомы с Владимиром Николаевичем Першаниным уже несколько лет. Но еще до этого я зачитывался его повестью, публиковавшейся почти 20 лет назад в газете «Крестьянская жизнь», об афганской войне. Наверное, где-то у меня еще можно найти эти газетные вырезки. Наш солдат, бывший санитаром, прошел афганский плен, там овладел врачебным восточным мастерством, волей судьбы вернулся домой… Сюжет настолько захватывающий, нетривиальный, что все перипетии судьбы этого врача мне врезались в память. И вдруг – вот автор, который пишет другие книги, захватывающие воображение, а их у Владимира Николаевича вышло уже больше 60-ти! В последние годы он работает по близкой мне военной теме. Поэтому творчество писателя Владимира Першанина меня очень интересует. Я старался не пропускать его встречи с читателями в библиотеках. Его книги можно найти в любых книжных магазинах и библиотеках, а по некоторым из них сняты фильмы.

Но больше всего Владимир Николаевич меня поразил, сказав, что в Светлом Яре ему дали путевку в жизнь. После службы в армии и учебы в пединституте он пошел служить в милицию. Первое место службы – спецкомендатура в районе завода БВК. Этот завод строил контингент, который надо было охранять – условно осужденные и условно освобожденные, направленные на стройки народного хозяйства. Под надзором спецкомендатуры было 200-300 человек. Утром и вечером проводилась проверка. И приходилось довольно много с ними возиться, т. к. народ тут был специфический. В том числе и рецидивисты. Владимир Николаевич всегда вел дневник. И сейчас он достал одну из своих тетрадок и рассказал мне случай про одного из таких персонажей. В дневнике есть даже его фотография, на вид – тщедушный паренек, но за спиной которого уже было три судимости, последняя – за кражу и поджог почтового отделения. Кличка «Помидор», 23 года. Родители геологи, воспитывала бабка. Спиртные напитки не употреблял, курил анашу. Числился рабочим на стройке, но в основном занимался карточной игрой. Планируя очередную кражу, ему понадобилась машина. Убил в Светлом Яре таксиста, у которого было двое детей, «Помидор» скрылся в соседней области. Его взяли спустя некоторое время, приговорили к расстрелу. Владимир Николаевич специально уточнял – приговор был приведен к исполнению.

Но были и светлые моменты в работе. Прежде всего, судьба его сводила с настоящими профессионалами своего дела. Готовясь к нашей встрече, я собирался расспрашивать Владимира Николаевича о его работе, но он больше рассказывал о своих товарищах. Многие из них стали прообразами героев его книг.

В светлоярском РОВД каждый день для Владимира Николаевича был как открытие. Он многому там учился.

Валентин Владимирович Бурочкин был начальником РОВД. Высокий, видный мужчина; умный, рассудительный, хорошо понимал жизнь. Настоящий мужик. Позже он возглавлял один из крупных райотделов, но потом все равно вернулся в Светлый Яр. Недавно его не стало. Валентин Владимирович оставил яркий след в истории светлоярской милиции.

Капитан Иван Николаевич Тупиков возглавлял спецкомендатуру. Опытный человек, воевавший в годы войны на «зверобое» – так называли самоходную 152-миллиметровую гаубицу. Старший товарищ, учивший молодых лейтенантов уму-разуму, за что его последние часто с благодарностью вспоминали, будучи уже сами в годах.

Сергей Кошелев, пришел чуть раньше Першанина, оба они были тогда лейтенантами. Позже он возглавлял Дзержинское РОВД в Волгограде, преподавал в Высшей следственной школе. Грамотный, очень рассудительный, ушел в отставку полковником.

Слава Вакуленко. Всегда жизнерадостный, отличный друг, настоящий товарищ, работал в отделе БХСС. По словам, Владимира Николаевича, давно не видел своего друга.

А мне помог случай – мой коллега в редакции на днях встретился со Станиславом Григорьевичем. И я связался с ним, чтобы он сказал несколько слов о Першанине. Станислав Григорьевич ответил, что читал несколько книг своего товарища: «Пишет он очень хорошо». Охарактеризовал его как настоящего профессионала, заядлого охотника и рыбака, настоящего друга.

Правда, сейчас Владимир Николаевич уже не охотится, да и рыбалку забросил – говорит, что всему есть свой конец. Я передал ему привет от его друга.

Алексей Герасимович Тонконогов был старшим оперуполномоченным уголовного розыска. Участник войны, очень грамотный специалист, вскоре вышел на пенсию. По словам Першанина, все учились у таких профессионалов.

Александр Орлов. Знаменитый в Светлом розыскник. «Опер от Бога, я учился у него во многом». Его портрет висел на Доске Почета областного управления. «Опером может быть далеко не каждый». Орлов был стремительным по натуре, все решал быстро и грамотно.

Владимир Николаевич повторил, что все эти люди, так или иначе, были прообразами многих его литературных героев.

Через год службы в Светлом Яре Першанин перевелся в областное управление. Служил оперуполномоченным, а также на других должностях; закончил службу в звании подполковника милиции, в должности зам. начальника отдела областного управления МВД.

Я размышляю – как стать писателем? Наверное, надо иметь талант, богатый жизненный опыт, воображение и невероятную работоспособность. Формула вроде получается простой – талант, умноженный на труд.

Писать Владимир Николаевич начал, еще работая в милиции. У него был опыт 15-летнего сотрудничества с издательством «Сельская молодежь», которое выпускало приложения «Подвиг». На стеллаже стоят десятка полтора узнаваемых книжек в мягкой обложке.

Я заготовил единственный вопрос, который мне не давал покоя: какова кухня писателя? Но задать его я не успел – Владимир Николаевич сам мне все показал и рассказал.

Изучение исторической подоплеки, встречи с максимально возможным количеством свидетелей событий и … жизненный опыт. Вскользь он упомянул опыт составления картотеки Валентином Пикулем, а я вспомнил такой же тщательный подход к сбору и систематизации информации в XIX-м веке знаменитым Жюлем Верном. Першанин собрал многие десятки папок с интересующими его материалами.

Сначала он писал повести, основанные на профессиональном опыте, связанные с уголовным розыском. Среди них, пожалуй, самая известная книга «Охота на асфальте», которая несколько раз переиздавалась, и по которой были сняты два фильма: «Трио» и «Охота на асфальте». В 2007-м году вышла повесть «Командир штрафной роты». Она была посвящена отцу, Першанину Николаю Александровичу, прошедшему войну снайпером, на счету которого было 30 убитых фрицев; награжденному двумя орденами Отечественной войны и орденом Красной Звезды. Для написания этой книги Владимир Николаевич перерыл массу документов, встречался с однополчанами отца, специально ездил на его родину в Ульяновскую область. После этой книги Першанин стал писать на военно-историческую тему: «Штрафник из танковой роты», «Штрафники, разведчики, пехота. «Окопная правда Великой Отечественной» и другие, многие на тему битвы под Сталинградом. Чтобы хорошо знать географию наших мест, Владимир Николаевич объехал все места, где шли бои, в Светлоярском, Октябрьском, Котельниковском районах, Калмыцкие степи. Часто рядом была жена Люба, его настоящая боевая подруга. Она же перепечатывала его рукописи на компьютере.

В книге «Штрафники Сталинграда» описана история захвата предполья за Дубовым Оврагом 2-й штрафной ротой 51-й армии. Высоты занимали немцы и румыны, а с сарпинских болот шли в атаку наши штрафники. И взяли! Владимир Николаевич говорит: «Я писал эту книгу легко, быстро. Считаю, что она получилась».

Последняя книга – «Комбат по прозвищу «Снежный Лис». Посвящена танкистам корпуса генерала Баданова; малоизвестный эпизод войны, когда 54-я танковая бригада в районе станицы Тацинской совершила рейд, сродни грандиозной танковой разведке боем. На днях была презентация книги в Центральной библиотеке Волгограда. «Эта книга мне тоже очень дорога».

Расставались мы просто – Владимир Николаевич, как обычный человек, шел за продуктами в магазин. Недавно ему исполнилось 70 лет, но жизнелюбия у него после этого меньше не стало. Вот чему надо учиться у таких людей!

Александр Смирнов.

Фото автора