Письмо с фронта

0
249
views

Такие истории начинаются почти всегда одинаково: раздается звонок
или приходит сообщение с неизвестного номера. А тут номер был к тому же далеко не местным. Как оказалось, звонили из Финляндии. Наша соотечественница Оксана С. просила помочь узнать, где захоронен ее дед Самохин Алексей Гордеевич.
В моей «Книге нашей Памяти. Светлоярский район, выпуск 2-й, захоронения» есть гвардии лейтенант Самохин Алексей, только Георгиевич (отчество указано не точно). Погиб 6 сентября 1942 года и похоронен в селе Большие Чапурники. В книге о нем – полторы строчки. Один из почти шести тысяч погибших в нашем районе. Сначала Оксана обратилась к руководителю школьного музея Елене Анатольевне Байрамовой, которая посоветовала обратиться ко мне. Оксана была очень взволнована тем, что узнала, где погиб ее дед. У них в семье хранится его единственное письмо с фронта, написанное ровно за месяц до гибели. Оксана давно живет в Финляндии, и все время ищет сведения о своих предках.
Интересоваться своей родословной – это не каждому дано.
Кому-то все равно, кем были его дед или прадед, а другой многое отдаст, чтобы узнать любую мелочь об их жизни, потому что их частица, хочешь или не хочешь, есть в тебе: и глаза достались от деда, или мягкий характер – от прадеда.
В сложных нынешних условиях приехать к нам Оксана не может. Я рассказал ей об истории братской могилы в Больших Чапурниках. Она уже слышала историю о том, как на Сарпе погибли при налете выходцы из азиатских
республик, стиравшие свои гимнастерки. Их похоронили, а потом останки перенесли в центр села, сразу за Домом культуры. По рас-сказам старожилов, на братской могиле было 4 плиты с именами, но 2 были разбиты, осталось еще две. Имен на них мало, всего 23, но азиатских имен на них нет. В паспорте захоронения числятся 118 человек, но и это далеко не все, кто погиб, защищая это село. Была еще история про разведгруппу из 18 человек, не вернувшихся с задания. Их останки были найдены после окончания боев, со следами пыток, из них были опознаны только четыре человека. Их похоронили в центре Больших Чапурников. В паспорте захоронения 14 неизвестных нет. Поэтому мы не можем утверждать, что все 118 человек были захоронены в этой братской могиле, кто-то до сих пор, наверное, лежит в земле и ждет, когда поисковики его найдут.
После того, как Оксана получила электронный вариант «Книги нашей Памяти», она ответила: «Низкий поклон всем поисковикам». В ответ прислала из Финлиндии копии фотографий из семейного альбома и фронтового письма деда.
С разрешения Оксаны привожу отрывки из письма Алексея Гордеевича родным:
«6-8-42. Привет с фронта! Здравствуй, дорогая супруга Валентина Петровна и любимые мои деточки Маечка и Ниночка. Шлю вам отцовский поцелуй и также пожелания в вашей жизни. Дорогая моя Валя, сообщаю вам, что я пока жив, здоров, что и вам пожелаю, хотя не раз приходилось сходиться в смертельной схватке с коварным врагом, но всегда выходил из нее победителем. … Дорогая моя Валя, меня интересует, получала ты или нет мое письмо, которое я посылал тебе из Сталинграда. Валя, о жизни тебе описывать не стану, так как она идет своим чередом. … Правда, у меня имеется для тебя замечательный подарок, но передать в данное время невозможно. Это замечательные ручные часы. … Прошу тебя, Валя, об одном, смотри за нашими деточками, потому что они для меня дороже всего, я о них не забываю ни на одну минуту, … вот в данное время пишу письмо и смотрю на фотокарточки, где нарисована моя любимая семья. Даже в самый жаркий бой я думаю о своих крошечках Маечке и Ниночке…».
Командир роты 50-го гвардейского стрелкового полка 15-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии лейтенант Самохин Алексей Гордеевич погиб 6 сентября 1942 года при защите рубежей в районе села Большие Чапурники.
Надеемся, что его имя будет увековечено на братской могиле за Домом культуры.

Александр СМИРНОВ