На страже закона и порядка

0
917
views

Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в системе государственных органов и по праву является одним из важнейших
конституционных правоохранительных институтов нашего государства.

12 января 1722 года в соответствии с Высочайшим Указом Петра 1 учреждена российская прокуратура – «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору».
Перед прокуратурой ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества
и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

В 1867 году в ходе военно-судебной реформы принят Военно-судебный устав и введена должность Главного военного прокурора, на которую был назначен тайный советник Философов В.Д.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена государственная прокуратура.

1 августа 1922 года образована военная прокуратура Северо-Кавказского округа. В обязанности прокурорских работников входили наблюдение за законностью действий всех воинских должностных лиц
и учреждений, возбуждение судебного преследования против них, надзор
за производством дознания и предварительного следствия, утверждение обвинительных заключений в отношении военнослужащих, поддержание обвинения в военных судах, опротестование приговоров и постановлений
в кассационную инстанцию, проверка правильности содержания военнослужащих под стражей; надзор за правильным исполнением приговоров, вынесенных реввоентрибуналами.

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так
и территориальных, была перестроена на военный лад. Расширилась сеть военных прокуратур. В действующей армии были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений и дивизий.

Наряду с борьбой с преступностью на прокурорских работников возлагался надзор за обеспечением войск вооружением, обмундированием, продовольствием, выполнением военнослужащими боевых приказов
и распоряжений командования.

Выполняя свой служебный долг военным прокурорам и следователям, находящимся на «передовой», не раз приходилось, отложив в сторону дела, возглавлять (по причине выбытия командиров) воинские подразделения, ведя их атаку или организуя оборону. При этом они нередко показывали пример стойкости и мужества.

Значимый вклад военные прокуроры и следователи внесли в обеспе­чении законности и правопорядка, борьбу с преступностью в Ограничен­ном контингенте советских войск в Афганистане.

Эффективность их работы требовала максимального приближения
к войскам. Девять военных прокуратур гарнизонов выполняли свои задачи в пунктах базирования крупных соединений Сухопутных войск. За период пребывания нашего контингента в ДРА на постоянной основе там находи­лось свыше 220 военных прокуроров и следователей, многие из которых
за профессионализм и мужество награждены орденами и медалями.

15 февраля 1989 года в замыкающих колоннах бронетехники прокуроры в числе последних покинули Афганистан.

Немало важную роль играли органы военной прокуратуры при поддержании правопорядка и законности в ходе проведения контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.

Сотни прокуроров и следователей выполняли свой служебный долг
на территории Чеченской Республики в период активного проведения там контртеррористических операций (1995 – 1996 г.г.; 1999 – 2002 г.г.), принимали участие в мероприятиях по принуждению Грузии к миру
(2008 г.), исполняли обязанности в ходе военной операции России в Сирии
(2015 г. – н.в.), с 2020 г. – в Нагорном Карабахе.

Сегодня система органов военной прокуратуры включает Главную военную прокуратуру, 10 военных прокуратур окружного звена и 155 воен­ных прокуратур объединений, соединений и гарнизонов.

В период новейшей истории нашего государства работники военной прокуратуры, в том числе Южного (Северо-Кавказского) военного округа, стали продолжателями славных традиций.

1 февраля 2011 года военная прокуратура СКВО преобразована
в военную прокуратуру Южного военного округа. В настоящее время ей подчинены более 30 военных прокуратур гарнизонного звена.

Прокурорский надзор осуществляется в объединениях, соединениях
и воинских частях всех силовых ведомств, дислоцированных
в административных границах двух федеральных округов (Южного
и Северо-Кавказского), на территории 13 субъектов Российской Федерации,
а также в войсках за границами России (Республика Южная Осетия, Республика Абхазия, Республика Армения, Сирийская Арабская Республика, Нагорный Карабах).

Сегодня военная прокуратура Южного военного округа — это большой сплоченный коллектив, в котором трудятся высокопрофессиональные офицеры-юристы. В числе приоритетных направлений их работы укрепление надзорными средствами боевой готовности войск, обеспечение сохранности федеральной собственности, борьба с преступлениями и другими правонарушениями, защита социальных прав и гарантий военнослужащих, гражданского персонала, ветеранов и членов их семей.

На героической земле

В нашем городе военная прокуратура образовалась в июле 1942 года. Гитлеровское командование начало мощное наступление на южном участке Восточного фронта. Советские войска отошли к Воронежу, оставили Донбасс и богатые сельскохозяйственные районы правобережья Дона. Немецким соединениям удалось выйти на подступы к стратегически важному городу – Ростову-на-Дону. Враг приближался к Сталинграду и Северному Кавказу.

12 июля 1942 года советская Ставка Верховного Главнокомандования
в связи с угрозой войскам приказала создать новый фронт – Сталинградский под командованием маршала Тимошенко С.К. В это же время директивой Верховного Главнокомандующего Сталина И.В. сформирована военная прокуратура Сталинградского фронта.

Важнейшей задачей военной прокуратуры являлось осуществление надзора за исполнением постановлений Государственного Комитета Обороны, относящихся к деятельности железнодорожного транспорта,
в первую очередь, об обеспечении воинских перевозок.

Решая эту задачу, прокуратура боролась с простоями подвижного состава, с задержками в продвижении воинских эшелонов, поездов
с боеприпасами и другими военными грузами. Нередко военные прокуроры
и следователи возглавляли отряды по тушению пожаров, возникавших
во время воздушных налетов, рассредоточивали воинские эшелоны, составы с вооружением и боеприпасами, организовывали оборону при неожиданных высадках на станциях вражеских десантов.

Спустя десятилетия военная прокуратура Волгоградского гарнизона сохранила свои традиции и продолжает свято служить на славу России, неся за собой букву Закона.