На страже закона и порядка

0
781
views

Прокуратура Российской Федерации занимает особое место
К 300-летию органов прокуратуры России
и 100-летию военной прокуратуры Южного (Северо-Кавказского) военного округа

Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в системе государственных органов и по праву является одним из важнейших конституционных правоохранительных институтов нашего государства.

12 января 1722 года в соответствии с Высочайшим Указом Петра 1 учреждена российская прокуратура – «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». Перед прокуратурой ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

В 1733 году в России были введены должности губернских прокуроров.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Преемники Петра, в числе которых Елизавета Петровна, государственных реформ укрепили прокурорский надзор, распространили его функции на места и значительно расширили полномочия и обязанности прокуроров.

Сегодня, спустя почти три столетия со дня создания, органы прокуратуры являются надежным гарантом соблюдения законодательства государства Российского. В числе приоритетных задач – права и социальные гарантии граждан, безопасность и экономические интересы государства, обеспечения законности и правопорядка на всех направлениях построения в Российской Федерации демократического правового государства.

Неотъемлемой составной частью единой федеральной централизованной системы прокуратуры России являются органы военной прокуратуры. В сентябре 2022 года отмечается их 155-летний юбилей. Создание органов военной прокуратуры ведет отсчет от судебной реформы Александра II.

В 1867 году в ходе военно-судебной реформы принят Военно-судебный устав и введена должность Главного военного прокурора, на которую был назначен тайный советник Влодимир Дмитриевич Философов.

В 1869 году создано особое Военно-судное ведомство. В его компетенцию входили вопросы поддержания в войсках правопорядка и дисциплины, расследования проступков и преступлений, усовершенствования военного законодательства.

Серьезные преобразования в российском суде и прокуратуре после революции. В ноябре 1917 года Советом Народных Комиссаров был принят

Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие прежние суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды и революционные трибуналы.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена государственная прокуратура.

1 августа 1922 года образована военная прокуратура Северо-Кавказского округа. В обязанности прокурорских работников входили наблюдение за законностью действий всех воинских должностных лиц и учреждений, возбуждение судебного преследования против них, надзор за производством дознания и предварительного следствия, утверждение обвинительных заключений в отношении военнослужащих, поддержание обвинения в военных судах, опротестование приговоров и постановлений в кассационную инстанцию, проверка правильности содержания военнослужащих под стражей; надзор за правильным исполнением приговоров, вынесенных реввоентрибуналами.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР», определило правовой статус прокуратуры как самостоятельного государственного органа, отделив его от суда.

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Расширилась сеть военных прокуратур. В действующей армии были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений и дивизий.

В оперативном подчинении военных прокуратур фронтов также находились военные прокуратуры войск НКВД по охране тыла и фронта, военные прокуратуры железнодорожных войск фронтов.

Руководили органами прокуратуры Генеральная прокуратура СССР и подчиненные ей Главные военные прокуратуры, прокуратуры Военно-Морского Флота, железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота.

Наряду с борьбой с преступностью на прокурорских работников возлагался надзор за обеспечением войск вооружением, обмундированием, продовольствием, выполнением военнослужащими боевых приказов и распоряжений командования.

6 августа 1941 года Прокурором СССР утверждено «Временное наставление по работе военных прокуроров». Прокурорско-следственные работники обязывались всемерно укреплять фронт и тыл путем решительной и беспощадной борьбы с преступлениями, направленными на их дезорганизацию, срывающими мероприятия военного командования и других органов власти.

Выполняя свой служебный долг военным прокурорам и следователям, находящимся на «передовой», не раз приходилось, отложив в сторону дела, возглавлять (по причине выбытия командиров) воинские подразделения, ведя их атаку или организуя оборону. При этом они нередко показывали пример стойкости и мужества.

В декабре 1941 года при наступлении противника на участке 136 стрелковой дивизии 9 армии, западнее города Новошахтинска, выбыли из строя командиры ротного звена. В сложившейся обстановке следователь военной прокуратуры дивизии Гаргалоян И.А. принял на себя командование, повел сводную роту 733 стрелкового полка в контратаку против немцев. Красноармейцы обратили их в бегство и овладели важным населенным пунктом.

Значимый вклад военные прокуроры и следователи внесли в обеспе-чении законности и правопорядка, борьбу с преступностью в Ограничен-ном контингенте советских войск в Афганистане.

Эффективность их работы требовала максимального приближения к войскам. Девять военных прокуратур гарнизонов выполняли свои задачи в пунктах базирования крупных соединений Сухопутных войск. За период пребывания нашего контингента в ДРА на постоянной основе там находи-лось свыше 220 военных прокуроров и следователей, многие из которых за профессионализм и мужество награждены орденами и медалями.

15 февраля 1989 года в замыкающих колоннах бронетехники прокуроры в числе последних покинули Афганистан. Весь груз проблем, связанных с обеспечением законности и правопорядка в ходе проведения федеральными войсками контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации лег на плечи военных прокуроров.

Сегодня система органов военной прокуратуры включает Главную военную прокуратуру, 10 военных прокуратур окружного звена и 155 воен-ных прокуратур объединений, соединений и гарнизонов.

В период новейшей истории нашего государства работники военной прокуратуры, в том числе Северо-Кавказского военного округа, стали продолжателями славных традиций.

Сотни прокуроров и следователей выполняли свой служебный долг на территории Чеченской Республики в период активного проведения там контртеррористических операций (1995 – 1996 г.г.; 1999 – 2002 г.г.), принимали участие в мероприятиях по принуждению Грузии к миру (2008 г.), исполняли обязанности в ходе военной операции России в Сирии (2015 г. – н.в.), с 2020 г. – в Нагорном Карабахе.

1 февраля 2011 года военная прокуратура СКВО преобразована в военную прокуратуру Южного военного округа. В настоящее время ей подчинены более 30 военных прокуратур гарнизонного звена.

Прокурорский надзор осуществляется в объединениях, соединениях и воинских частях всех силовых ведомств, дислоцированных в административных границах двух федеральных округов (Южного и Северо-Кавказского), на территории 13 субъектов Российской Федерации, а также в войсках за границами России (Республика Южная Осетия, Республика Абхазия, Республика Армения, Сирийская Арабская Республика, Нагорный Карабах).

Сегодня военная прокуратура Южного военного округа — это большой сплоченный коллектив, в котором трудятся высокопрофессиональные офицеры-юристы. В числе приоритетных направлений их работы укрепление

надзорными средствами боевой готовности войск, обеспечение сохранности федеральной собственности, борьба с преступлениями и другими правонарушениями, защита социальных прав и гарантий военнослужащих, гражданского персонала, ветеранов и членов их семей.

На героической земле

В нашем городе военная прокуратура образовалась в июле 1942 года. Гитлеровское командование начало мощное наступление на южном участке Восточного фронта. Советские войска отошли к Воронежу, оставили Донбасс и богатые сельскохозяйственные районы правобережья Дона. Немецким соединениям удалось выйти на подступы к стратегически важному городу – Ростову-на-Дону. Враг приближался к Сталинграду и Северному Кавказу.

12 июля 1942 года советская Ставка Верховного Главнокомандования в связи с угрозой войскам приказала создать новый фронт – Сталинградский под командованием маршала Тимошенко С.К. В это же время директивой Верховного Главнокомандующего Сталина И.В. сформирована военная прокуратура Сталинградского фронта. Перед прокуратурой была поставлена задача – осуществлять контроль за соблюдением постановлений Государственного комитета обороны, связанных с обеспечением работы железнодорожного транспорта, продвижением эшелонов с боеприпасами и военными грузами. Военные прокуроры и следователи организовывали тушение пожаров, охрану и транспортировку грузов для фронта, им приходилось держать оборону во время неожиданных высадок на станциях вражеских десантов…

Лучшие традиции военных юристов, закаленных на героической земле, — мужество и стремление к достижению цели – сохраняются работниками органов военной прокуратуры до сегодняшнего дня.

В настоящее время на территории Волгоградского гарнизона надзор за соблюдением законодательства осуществляет военная прокуратура, возглавляемая полковником юстиции Аскоченским Михаилом Сергеевичем. Сплоченный коллектив успешно решает приоритетные задачи – прокурорский надзор за боеготовностью войск, исполнением государственного оборонного заказа, сохранением федеральной собственности, защита прав военнослужащих и гражданских лиц. Перечислена лишь часть основных направлений деятельности прокурорских работников. Высокий профессиональный уровень и общий настрой сотрудников прокуратуры гарнизона приводит к ожидаемым результатам – военная прокуратура Волгоградского гарнизона по итогам работы в 2020 году вошла в число лидеров среди прокуратур гарнизонов Южного военного округа и продолжает удерживать максимальный показатель. «Защищать закон и порядок качественно и эффективно» — таков девиз коллектива военной прокуратуры Волгоградского гарнизона.