Волга горела…

0
919
views

В самом начале Великой Отечественной войны, 26 июня 1941 года, произошел первый налет фашистской авиации на Сталинград. Этот факт не афишировался официальной пропагандой, однако очевидцы рассказали, как на 4-й день войны упали первые бомбы на территории СталГРЭС, не причинив ей, однако, вреда, кроме выбитых стекол. Следующим был налет на вокзал в Бекетовке 1 ноября 1941 года. Три немецких бомбардировщика прилетели, не встретив отпора, и сбросили несколько бомб на перрон вокзала и прилегающий к станции детский сад. На перрон только прибыли поезда из центра Сталинграда и из Сарепты, отправлялись люди на строительство оборонительных рубежей. Погибли 60 взрослых и 12 детей. Об этом ужасном эпизоде войны на здании вокзала в Бекетовке есть мемориальная доска. Почему не встретили отпора со стороны войск ПВО? Потому что на крыльях этих самолетов были красные звезды. И такой подлый прием использовали захватчики.

В первой половине 1942 года были неоднократные налеты на Сталинград, причем несколько немецких самолетов при этом было сбито. Героем стал летчик старший лейтенант Николай Смирнов, сбивший два самолета.
В начале Сталинградской битвы с 22 июля немецкая авиация приступила к минированию Волги. Глубинные мины разных конструкций сбрасывались на парашютах по всему фарватеру реки на протяжении 400 километров от Никольского до Камышина. Даже в районе Сталинграда было установлено порядка 50 таких бомб. Начиная с 23 июля, речные перевозки стали смертельно опасными. Ежедневно подрывались суда, нефтеналивные баржи. Над Волгой стал стелиться едкий дым.
Волга была важнейшей транспортной артерией, по которой шло снабжение кавказской нефтью. Прекращение этого снабжения могло иметь катастрофические последствия. Волжская Военная Флотилия оказалась не готова к такому повороту событий. С 25 по 31 июля на Волгу были сброшены 231 мина. Каждые сутки гибло по несколько кораблей. Формирование отдельной бригады траления затягивалось: не хватало эффективных средств траления. Одним из ответов стала организация вдоль всего русла реки около 400 постов визуального наблюдения (ВНОС).
В книге «Свастика над Волгой» издательства АСТ приведены многие интересные факты. «Всего с 25 июля по 10 августа по заминированному участку Волги прошли 302 судна речного флота, из которых 69 подорвались на минах либо были потоплены самолетами, в т.ч. 12 больших пароходов и 19 нефтеналивных судов. Таким образом, затонул каждый четвертый корабль. При этом погибли сотни людей, ушло под воду значительное количество грузов, по реке разлились 115 тыс. т нефтепродуктов!.. И уже в середине августа «война с нефтью», начатая Люфтваффе, стала давать первые результаты. Первыми нехватку топлива ощутили сами речники. В Саратове и Куйбышеве, а затем и в других городах Верхнего Поволжья мазут стали выдавать только судам, выполнявшим воинские и санитарные перевозки. Остальные вынуждены были простаивать в портах. Угля также не хватало. В связи с этим Наркомат речного флота принял решение о переводе значительной части волжского флота на дровяное топливо. Однако осуществить это мероприятие оказалось непросто. Систематическую заготовку дров проводить было некому, посему матросам пришлось самим валить около пристаней деревья и наспех загружать сырое «топливо» на борт. Естественно, значительно снизились скоростные характеристики кораблей. А немецкие самолеты продолжали минировать Нижнюю Волгу».
В районе Светлого Яра фарватер был также заминирован. Но взорванных кораблей в наших местах не было. Немного ниже по течению, за Ушаковкой, не доходя до Солодников, есть пролив Дубовка. Там 4 августа 1942 года подорвался на мине большой транспорт «Татария», перевозивший курсантов. Почти все они погибли, утонули, потому что от первого взрыва заклинило все двери в трюм, теплоход развернуло по течению, и он зацепил еще одну мину, после взрыва которой затонул. «Татарию» подняли только после войны.

В районе Ступинского переката 1 августа подорвался бронекатер БК-22, на борту которого находился командующий бригадой траления флотилии контр-адмирал Хорошхин Борис Владимирович (на фото). В 2013 году за хутором Ступино, на высоком волжском берегу, был открыт памятник погибшим морякам. На открытии не только прозвучал воинский салют, но и был спущен на воду венок военного катера, с пришедшего из Каспия. Это было очень невероятное и запоминающееся мероприятие.

Александр Смирнов