ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ – БУДУЩЕЕ

0
195
views

К нам приехал технопарк!

Те, кто проходило мимо светлоярской школы № 1, не могли не обратить внимание на необычный грузовой синий автомобиль с надписью «Мобильный квантроиум» на борту, припаркованный на школьной парковке.

Что представляет собой эта чудо-машина и что за диковина такая – кванториум – наши корреспонденты узнали сами и решили рассказать читателям «Восхода».

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Национальный проект «Образование», включающий федеральный проект «Успех каждого ребенка» дал старт детским технопаркам «Кванториум».

Это площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Их миссия – содействие ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи, внедрение эффективных моделей образования, доступных во всех регионах страны. Цель Кванториумов – создание и развитие системы современных инновационных площадок интеллектуального развития и досуга для детей и подростков на территории России, что позволяет разрабатывать и внедрять новый российский формат дополнительного образования детей в сфере инженерных наук, системно выявлять и сопровождать одаренных в инженерных науках детей. Конечным же итогом работы становится подготовка национально-ориентированного кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики РФ.

ЧТО В РЕАЛЬНОСТИ

Цели, миссия, формат и высокотехнологичные отрасли – это замечательно. И звучит красиво. Но, давайте честно, не совсем понятно.

Что же на практике представляют собой этот Кванториум, как проходят занятия?

Вот как раз практика и показывает, что на самом деле всё очень интересно и абсолютно ясно.

На 4 дня оборудованный буквально по последнему слову техники автомобиль «Кванториум-Волгоград» приезжает в одну из областных школ, чтобы провести занятия по робототехнике, беспилотным летательным аппаратам и программированию с ребятами 5-6, 7-8 и 9-11 классов соответственно. Кстати, занятия проходят не в автомобиле, как можно подумать, а в школе, в привычной ребятам обстановке – привезенное оборудование устанавливается в классе, где преподаватели Кванториума и проводят обучение.

Из всех светлоярских школ договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве заключила только школа № 1 в райцентре. На протяжении нескольких лет (вообще волгоградский Квантроиум существует с 2019 года) эта светлоярская средняя школа на базе центра развития «Точка Роста», где работают кружки робототехники и беспилотных летательных аппаратов, взаимодействует с Кванториумом. 4 дня в начале нового календарного года по 15 учеников занимаются на каждом направлении.

ЗАДАЧА – УВЛЕЧЬ

Четырьмя днями знакомство ребят с робототехникой, беспилотниками и программированием не ограничивается – в течение года с ними проводят дистанционные занятия, они общаются в чатах, ведут онлайн дискуссии, участвуют в викторинах. Проводит Кванториум в течение года чемпионаты, олимпиады. И те, кто всерьез заинтересовался инженерной наукой, защищают свой проект.

– Наша первоначальная задача – увлечь детей, – говорит Анатолий Рейдаленко, начальник структурного подразделения «Мобильный Кванториум». – Конечно, не все из тех, кто приходит на ознакомительные занятия, станут инженерами, не все будут развивать свои навыки в дальнейшем. Но ребят, которые проявляют интерес, загораются идеей создания своих роботов, БПЛА, программ, мы сопровождаем в дальнейшем.

– Анатолий Валерьевич, не мешает ли увлечение техникой, будь то роботы или беспилотники, основной учебе? Ведь «Точка Роста» – это все-таки дополнительное образование, нет ли опасности, что оно «перекроет» собой уроки истории, русского языка, математики?

– Не могу согласиться с такой постановкой вопроса. Наоборот! Кванториум, как и «Точка Роста» в целом, только помогает в основной учебе, это именно дополнительное образование, развивающее необходимые навыки. Например, создание даже самого примитивного робота – это не просто бессмысленная игра, это целый процесс: робота надо придумать, определить его функции, сконструировать и, главное, написать программу, которая заставит неподвижную модель двигаться и выполнять указания. И поэтому применяются знания, полученные на тех же уроках математики.

Со специалистом-техником соглашается Елена Михайловна Ляпунова, директор Светлоярской средней школы № 1:

– Дети на занятиях по робототехнике не только применяют те знания, которые у них уже есть, но и получают новые. Например, они впервые, под руководством преподавателя, собрали электрическую цепь и в их конструкторе загорелась лампочка. О работе электричества, его правилах и формулах ребята узнают позже, на уроках физики, а результат уже видят! Кроме того, формат Кванториума дает возможность общения больше, чем на классическом уроке, где нельзя так шуметь, советоваться и спорить. Кроме того, «Точка Роста» и Кванториум – это профориентация: ребенок уже в школе начинает понимать, какое направление ему интересно, чем он хочет заниматься, а что оставляет его равнодушным.

– Но, если я правильно понимаю формат занятий, например, робототехникой, гуманитарию здесь делать нечего?

– А как ребенок поймет, что он гуманитарий, а не «технарь»? – возражает Елена Михайловна. – Именно для того, чтобы сравнить, чтобы выбрать, и существует эта четырехдневная возможность попробовать что-то новое.

– Я бы хотел немного еще остановиться на общении, – говорит Анатолий Рейдаленко. – Если говорить об умении выступать на аудиторию, то формат дистанционного обучения в рамках Кванториума развивает этот навык как нельзя лучше. Представим ребенка, которому нужно рассказать стихотворение со сцены перед полным залом. Согласитесь, с этой задачей без подготовки, без тренировки, без репетиций справятся единицы, остальные будет краснеть, бледнеть, забудут все слова вообще, а не только те, которые выучил. Ученик же Кванториума, который на протяжении года в формате онлайн-общения участвует в викторинах, дискуссиях, да и просто уроках, еженедельно «выходит» на большую аудиторию, подобных проблем испытывать не будет. Конечно, первые дистанционные выступления почти всегда вызывают шок и ступор: в привычной горизонтали, привычном окружении ребенок раскрепощен, и вдруг тебя видят много новых людей, в том числе и незнакомых, и среди них – и твои сверстники, и старшеклассники, и совсем взрослые дяди и тети. А еще и выступить перед ними надо: да тут не то что дискутировать, представиться не сможешь. Но это проходит очень скоро – именно благодаря постоянному общению в этом формате среди единомышленников. Еще один важный навык, который дает Кванториум – правильное использование Интернета. Не секрет, что сегодняшние дети почти поголовно зависят от соцсетей, от сайтов, от игр. Мы же, когда удается увлечь ребенка, показываем, что можно не только бездумно тратить свое время, но проводить его с пользой: получать информацию, применять свои знания, учиться новому и по-настоящему интересному, развиваться.

– Анатолий Валерьевич, если сравнивать светлоярских детей с их сверстниками из других школ – все-таки вы ездите по все области – в плане общительности наши как-то выделяются?

– Да, и очень выгодно. К сожалению, чаще всего в районных, сельских школах ребята зажатые, их очень сложно разговорить, растормошить. Ваши, светлоярские, дети – совсем другое дело. Здесь глаза горят не только у тех, кто уже с нами знаком, но и у тех, кто приходит на Кванториум впервые. Очень большая разница!

– Это потому, что у нас очень хорошая школа, отличные преподаватели, безупречно работает «Точка Роста», а ребята просто замечательные, – не скрывает гордости (а почему бы ее скрывать?) директор.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Работа «Кванториума» является бесплатной и доступной для каждой школы, в каком бы отдалении от областного центра она не находилась. По словам Анатолия Рейдаленко, их сотрудники готовы ответить на любые вопросы, провести любые консультации. Страница «Квантроиум-Волгоград» есть в сети «ВКонтакте», ее легко найти по соответствующему запросу, и получить хотя бы первую информацию. А при необходимости ее уточнить.

Ну что, двигаемся к пункту назначения, в будущее?

Удивлялась современным технологиям Наталья Жилезнова

Фотографировала будущих Кулибиных Юлия Сафонова