Поездка на хутор Сёмкин

0
1068
views

В прошлом году наша газета опубликовала заметку о поездке к хутору Сёмкин (номер от 12 июня 2018 г.). Мы кратко описали события во время Сталинградской битвы, которые разворачивались в тех местах. Сразу после публикации в редакцию позвонили несколько человек, у кого судьба была связана с этим хутором.

Мне даже довелось специально съездить в Тракторозаводский район Волгограда, на Спартановку, где я встретился с Николаем Ивановичем Бутенко, чьё детство прошло в Сёмкине. Он подробно описал хутор, нарисовал его схему. Рассказы его родителей о боевых действиях дополнены его собственными воспоминаниями уже послевоенных времен.
Доброго здоровья Николаю Ивановичу! Спасибо за то, что захотел передать свою историю для нашего поколения, а уж мы непременно должны использовать её для поиска и увековечения памяти погибших защитников Отечества.
Нарисованную схему я показал поисковикам, и наконец-то состоялась поездка, в которую отправился и начальник разведки отряда «Комсомолец» Владимир Вилков из Цацы. На схеме обозначены: место послевоенного захоронения наших солдат, дома, сады, траншеи советских войск за хутором. Как же всё изменилось! Из всех домов остался только один, садов нет и в помине, неподалеку возникли недавно построенные два ангара.
На месте мы определили, где проходила старая дорога
в обход хутора Сёмкина, нашли перспективные места для поиска захоронения. Теперь в скором времени поисковый отряд «Комсомолец» должен провести здесь вахту.
Степные масштабы меня, городского жителя, не перестают удивлять. Мы подошли к мраморному памятнику, поставленному нашим солдатам (на фото) в ста метрах от дороги. Вилков показывает рукой – в трехстах метров от нас виден небольшой курган, это скотомогильник, за ним была линия обороны, а ещё дальше видны редкие кусты – там уже находились немцы. Владимир показывает и рассказывает, где они уже находили останки офицера и двух
солдат.
Меня не покидает чувство незабываемости этого момента. Мы дышим полынью, и защитники Родины в то страшное время тоже дышали этими степными ароматами.
Вспоминаю строки стихотворения поисковика из Смоленской области Михаила Акимова:

Никто не считал их и нынче не скажет, Над кем прорастает густая трава, Лишь только туман белым саваном ляжет, Да выйдет на берег седая вдова. Давайте ж помянем их, ставших травою, Корнями деревьев и щебетом птиц. Мы их имена нынче носим с собою, И лиц их черты есть в чертах наших лиц.

К нам подъехал местный житель, чтобы удостовериться, не чёрные ли мы копатели. Спасибо за такую бдительность! История не должна разбазариваться. Место найденным артефактам – в музеях, школьных, районных. Любой осколок нёс смерть, и даже воины, которых она миновала в то лихое время, всегда с особым чувством рассматривают эти артефакты. В 1980-е годы известный волгоградский фотохудожник Владимир Иванович Гарин послал свою работу «Осколок Сталинграда» на выставку в Японию, откуда она вернулась с первой премией.
На фото были руки старушки со струящимся сквозь пальцы песком,
из которого торчал осколок мины.
А в наших песках лежат ещё тонны таких осколков…

Александр Смирнов
фото автора