Повелители воды

0
362
views

Сегодня в России отметят День мелиоратора

Для нашей степной и полупустынной зоны мелиорация имеет особое значение. Обычно про воздух говорят, что его не замечают, пока он есть, но мгновенно ощущают его отсутствие. То же самое можно сказать о воде.

С 2017 года Волгоградская область является активным участником федеральной программы развития мелиорации. В 2021 году на Всероссийской видеоконференции под председательством Министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева Волгоградский регион отмечен в числе лидеров по темпам ввода в эксплуатацию оросительных мощностей.
Как же можно обеспечить водой поле, которое лежит за сотни верст от матушки-Волги? Приоткрыть профессиональные секреты согласился Сергей Любушкин, директор Светлоярского филиала ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз».

Неожиданность первая. Технические возможности Светлоярского мелиоводхоза по орошению сельскохозяйственных земель используются только на треть: из возможных 9203 га сельскохозяйственных земель воду получают лишь 3415.
Во многом снижение орошаемых площадей вызвано тем, что большинство земель было поделено на паи, и их владельцы перестали использовать землю по ее прямому назначению, а значит, и необходимость в подаче воды отпала. Областной комитет сельского хозяйства делает большой упор на работу с собственниками земель, стараясь вовлекать их в производство продукции, в орошение земель. В свете же государственной политики импортозамещения вопрос орошения становится стратегическим.

Какими же гениями были те, кто сумел построить мелиоративную систему – с каналами, ответвлениями, техническими составляющими! Кто связал в единый слаженный организм все эти насосы, понтоны, задвижки, тросы, сети, рукава… А еще этой махиной нужно управлять, за ней нужно следить. И – нести огромную ответственность, понимая, что от каждой детали этого механизма в конечном счете зависит, какой хлеб будет на столе у соотечественников.
Сегодня в зоне ответственности Свелоярского мелиоводхоза, кроме земель собственно Светлоярского района, — Береславка Калачевского района и Котельниково.
А еще 155 миллионов кубометров воды подаются в два района Республики Калмыкия — Малодербетовский и Большецарынский. Там наполняются водой озеро Сарпа и местные водохранилища. Важно, что эту воду используют не только для выращивания продукции (в основном это растущий в воде рис), лиманное орошение (жизненно необходимо для сенозаготовки), но и для обеспечения питьем скота – коров, овец, баранов. И переоценить этот вклад Светлого Яра сложно: под палящим солнцем калмыцких степей стада просто гибли бы без воды – местную воду чаще всего для животных использовать невозможно из-за ее солености и загрязненности.
А вот и вторая неожиданность. Если вы думали, что на поля подается вода из Волги напрямую, «как есть», то вы ошибаетесь! Да, это не качество воды питьевой, но наличие в ней примесей, грязи – исключено. Качество воды, подаваемой для полива, проверяется постоянно и многократно в лаборатории при центральном управлении «Волгоградмелиоводхоза».
И сразу – удивительный факт номер 3. Система мелиорации работает круглый год! После сезона поливного наступает сезон подготовительный, когда обследуется и ремонтируется гидромеханическое оборудование, насосы, заградительные сетки. От того, насколько качественно подготовлены к работе механизмы, зависит полноценность и бесперебойность всего полива.
И зимой у светлоярских мелиораторов пора не менее горячая, чем летом. Представьте себе, что при 10-15-минусовых градусах они окалывают лед вокруг понтонов. На 390 метров. Потому что иначе ледяная толща раздавит насосы, которые находятся в воде, связаны трубопроводами с водозабором, и отсоединить их и законсервировать на суше нельзя. Почему? Потому что существует четвертый факт: подача воды на орошаемые земли начинается в конце февраля. Когда еще лежит снег, поля скованы льдом, и не то что до посевной – до весенней капели ох как далеко.
А есть еще опасность, которая скрывается за колебаниями уровня воды в Волге. Колебания эти достигают 8 метров – то есть в разное время вода может подниматься до оптимальной высоты и опускаться до критического значения, когда рыбозаградительные корзины физически не могут работать и даже рвутся. А при порванной сетке насосы должны быть остановлены. Такая ситуация была в прошлом году, когда сильный сброс воды привел к критичному уровню воды в подводящем канале. Последствия прекращения водоподачи понятны всем: гибнет рис, который без воды расти вообще не может, гибнет от жажды скот. Катастрофы избежать удалось: с калмыцкими потребителями договорились о сокращении ими расхода воды, чтобы совсем не прекратить ее подачу. Было сложно, но – справились.
Отдельно Сергей Николаевич Любушкин рассказал о не самой очевидной, но весьма досадной проблеме, с которой сталкивается его хозяйство каждый год. Это – вечная российская привычка откладывать до последнего то, что не кажется самым важным. Предприниматели в первую очередь пашут земли, готовят посевной материал, проверяют технику. Время же на то, чтобы приехать в Мелиоводхоз и заключить договор на орошение, находится только за пару дней до начала полива. А заключить договор совсем не так просто: это производство замеров требуемого количества воды, согласование технических условий и проекта мелиорации. И на всё это требуется время.
Но для тех предпринимателей, которые заблаговременно подают заявки и добросовестно относятся к выполнению всех пунктов договора, государством предусмотрен пониженный тариф: 3 рубля 06 копеек вместо стандартных 3,88 за кубометр. Казалось бы, что такое 82 копейки? Но ведь – за кубометр воды! И для тех, у кого большие площади в обработке, экономия становится более чем существенной. Выгода абсолютно очевидна для обеих сторон: предприниматели экономят на оплате полива, государство не только своевременно пополняет бюджет, но и стимулирует фермеров содержать в порядке прилегающие места. А это, в конечном счете, – охрана природы и экономия на ремонте поливного оборудования, куда не попадают грязь и примеси.
И если говорить об экологии, нужно сказать, что отдельное внимание уделяется защите рыбных волжских ресурсов. Ежегодно после ремонта оборудования и перед его пуском водолазы производят обследование рыбозаградительных устройств. С применением видеокамер контролируется плотное прилегание заграждений, препятствующих попаданию рыб и малька в оросительные каналы. Без разрешения специалистов рыбоохраны водоподача не начнется.
Еще один важный аспект работы хозяйства – обеспечение противотеррористической защиты. Объекты подобного масштаба всегда относились к стратегическим и особо охраняемым, но в последний год вопрос бдительности приобрел невероятную значимость.
Сегодня в Светлоярском филиале ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» бесперебойную работу по орошению и обводнению земель обеспечивают 220 человек. И это не считая служб, которые привлекаются на непостоянные работы (бригады наладчиков, например). Все эти люди наполняют землю водой, а значит – жизнью. И все они достойны нашей благодарности и наших поздравлений.

Наталья ЖИЛЕЗНОВА
Фото Юлии САФОНОВОЙ и Александра АФОНИНА