Как закалялись ИП

0
387
views

26 мая – День российского предпримательства

ПБОЮЛ. ЧП. ИЧП. ИП. Нет, это не шифровка «Юстас – Алексу». Это – аббревиатуры. Именно так – Предприниматель без образования юридического лица, Частный предприниматель, Индивидуальное частное предприятие, Индивидуальный предприниматель – в разное время обозначали людей, строящих собственный бизнес. Сегодня единственным официальным статусом является ИП – Индивидуальный предприниматель.

Кстати, изначально государственную регистрацию предпринимателей проводила не налоговая служба, как сейчас, а горисполкомы (кто не знает – это исполнительный комитет городского Совета народных депутатов), а с 1991 года – местные администрации в городах и районах.
Можно много говорить о том, какую роль играет малый бизнес в развитии страны, о том, каким нужно быть смелым и даже отчаянным, чтобы начать работать «на себя», о сложностях и перспективах… Но сегодня я не буду размышлять и теоретизировать – хочу рассказать о двух предпринимателях Светлого Яра. Очень разных, с разным бизнесом, с разными историями, но таких похожих в главном – в собственной уверенности и настойчивости.

Ты помнишь, как всё начиналось…

Жаль, размер публикации не позволяет рассказать подробно историю предпринимательства Татьяны Островской: это же энциклопедия предпринимательства, готовый учебник для тех, кто задумывается о собственном деле.
Татьяна Сергеевна «примерила на себя» все те буквы, о которых я говорила: начала в 1997 (!) году с ПБОЮЛ (напомню, это – самое первое обозначение бизнесменов-одиночек в России), сейчас – директор ООО.
…Никто не может знать, как могла бы сложиться жизнь, если бы не произошли в ней какие-то события – мы знаем только, как она сложилась. Так и у Татьяны – неизвестно, по какому пути она пошла бы, если бы после раннего ухода мамы из жизни девочка не оказалась с 13-летнего возраста одна. И при выборе профессии раздумий практически не было – торговля. Как стоять за прилавком, Таня знала: мама работала продавцом в районном универмаге, и девочка часто ей помогала. С 1996 года, еще во время учебы в 11-м классе, и начался отсчет трудового стажа Татьяны Сергеевны Островской, когда она стала подрабатывать продавцом в ларьке (интересно, многие помнят то время, когда ларьки, они же киоски, они же комки, появлялись на каждом углу?).
Через год, в 1998-м, Татьяна поступает заочно на историко-экономический факультет Волгоградского педуниверситета, параллельно открыв свой первый торговый отдел. Полученные знания (диплом с отличием), трудолюбие и вера в собственные силы позволяют ей расширять бизнес – появляется еще один отдел, павильон, первый магазин, потом второй.
Сегодня Татьяну Сергеевну Островскую можно, пожалуй, назвать самым известным предпринимателем Светлоярского района. И не только из-за ее долгого плавания в штормовом море российского бизнеса, но и потому, что она – постоянный участник общественных мероприятий района: празднования Дней Победы, Дней района, Сабантуя, детских дней. И не просто участник, но и активный помощник, часто – спонсор.
И я просто обязана была спросить у человека, который вместе со страной проходит все стадии развития предпринимательства, как изменилось за несколько десятилетий это предпринимательство? Сложнее или проще стало работать? Больше помощи или препятствий?

  • С одной стороны, – говорит Татьяна Сергеевна, – работать стало сложнее. Государство стремится взять под контроль абсолютно все аспекты работы бизнеса. И это, наверное, правильно: нельзя надеяться только на добросовестность предпринимателей. Но нынешний тотальный контроль очень сильно бьет по карману – и предпринимателей и, в конечном итоге, покупателей, потребителей. Судите сами: сейчас все, кто работает с алкоголем, обязаны отчитываться в ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система, которая контролирует оборот спиртосодержащей продукции в России – прим. автора). А каждая программа учета – это денежные затраты; обслуживание этой программы – денежные затраты; отправка отчетов – тоже денежные затраты. Именно поэтому многие из тех, кто торгует алкоголем, работают «по-черному», не отражая данные в системе. То есть и сами рискуют нарваться на огромные штрафы, и государство недополучает весьма приличные деньги.

И как истинный предприниматель с огромным стажем Татьяна Островская, отмечает и положительные изменения государственной политики в поддержке малого бизнеса:

  • С началом ковидных ограничений государство оказало продавцам ликеро-водочной продукции весьма ощутимую поддержку: автоматически, без оплаты, продлевается действие лицензии на торговлю. А это – экономия 65 000 рублей в год.
  • Кроме того, – продолжает Татьяна Сергеевна, – с прошлого года Центр занятости населения компенсирует затраты на оплату труда сотрудников. При трудоустройстве работников, направляемых Центром, возмещается не только сумма выплаченной им зарплаты, но и налоги, перечисленные в бюджет с этой зарплаты. Выгода такой поддержки абсолютно очевидна: у нас нет проблем с наймом сотрудников, и мы значительно экономим на оплате их труда. Плюс – безработные люди имеют возможность трудиться и получать деньги.

Мы с моей героиней беседовали на праздновании Сабантуя в Малых Чапурниках (какой это дивный праздник!), поэтому много времени, к сожалению, она не могла мне уделить. Но даже недолгой беседы хватило, чтобы понять, что перед нами настоящий предприниматель.

«Я не сдамся»

Не каждый, в одночасье потеряв почти весь свой бизнес, способен не опустить руки и начать всё заново. Натиг Ахмед Оглы Османов – из тех, кто способен.
В 2003 году из Баку наш герой переезжает в Светлый Яр, где к тому времени уже крепко стоял на ногах его дядя, один из первых предпринимателей Волгоградской области. И Натиг идет по его стопам – сначала подсобным работником постигает азы сельского производства, потом постепенно обзаводится своим хозяйством: покупает скотину, технику, возводит постройки.
Через несколько лет по семейным обстоятельствам вместе с женой (а она у азербайджанца Натига русская, уроженка Светлого Яра, и они вместе уже 20 лет) на несколько лет уезжает на родину, в Азербайджан, но потом, в 2016 году, опять возвращается в Волгоградскую область.
В 2019 году Натиг Ахмед Оглы Османов официально регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя Светлоярского района Волгоградской области.
К августу 2022 года у Н.Османова в активе большое хозяйство – участок земли в аренде на 49 лет, подворье с несколькими головами скота, трактор, прицепы, косилка. В четырех торговых точках он продает свою продукцию: мясо и молочные продукты в самом прямом смысле «от производителя».
У предпринимателя работают пять человек, и о том, чтобы не платить налоги в бюджет, или искать какие-то серые схемы для их снижения, у него и мысли нет.
А потом настал август, убийственный в своей жаре: полыхнули лесные пожары. И надежда на то, что хозяйство Натига беда обойдет – ведь загорелось-то довольно далеко – рухнула минут через пятнадцать: сильный ветер перекинул огонь на постройки и через пару часов, когда пожар потушили, на том месте, где еще утром был образцовый порядок, осталась только выжженная земля с железными скелетами машин и пепелищем от коровников.
Надо ли говорить, что Натиг Ахмед Оглы допустил самую распространенную и губительную ошибку, что и подавляющее большинство из нас – каждый человек уверен, что беда случится с кем угодно, только не с ним; пожар случится у кого угодно, только не у него. Страховка? Да нет, не надо – это же дорого и… бессмысленно: каждый год платишь, ничего не происходит, и получается, что деньги выбрасываются на ветер. Примерно так же думал и Натиг. Больше не думает. Потому что никакой помощи, никакой, даже незначительной, компенсации он не получил – именно потому, что имущество не было застраховано.
Безусловно, беда могла стать еще страшнее, если бы огонь занялся ночью, когда скот был в загоне, и уж тем более, если бы дом семьи Османовых стоял там же, на уничтоженном участке. А так – животные были на выпасе и не пострадали, дом цел.
Натиг расчищает участок, продает скотину (держать ее негде, кормить нечем, техники нет) и – начинает всё заново. Правда, сейчас он в своих магазинах продает не собственную продукцию, а произведенную другими фермерами, но это – пока.

«Я обязательно восстановлю свое прежнее дело, – уверенно смотрит в будущее Натиг Османов. – Свое дело я не брошу и не сдамся. У меня обязательно снова будет свое производство, и на прилавках будет лежать моя собственная продукция. Я не ленивый, силы у меня есть, любовь и поддержка жены есть, а значит, я всё смогу».

Не люблю я пафоса и стараюсь его избегать, но разве тот, о котором я сегодня рассказала – не образец достойного предпринимателя? Потеряв значительную часть своего бизнеса, он не опустил руки, и даже не закрыл, хотя бы временно, статус ИП и продолжает платить налоги, а ведь предприниматели перечисляют в бюджет фиксированный платеж, который не зависит от того, есть у тебя доходы или нет, процветает твое хозяйство или сгорело.
Остается только пожелать Натигу Османову и всем светлоярским предпринимателям успеха. С праздником, ИП!

Наталья ЖИЛЕЗНОВА