Звезды для курсантов

0
364
views

В окрестностях Светлоярского района насмерть стояли курсанты шести военных училищ

Накануне юбилея – 80-летия победного окончания Сталинградской битвы – в редакции «Восхода» встретились историк и краевед.
У них состоялся очень интересный разговор о роли курсантских полков в боях на южных рубежах на подступах к Сталинграду, то есть в наших местах.

• Командир Житомирского курсантского полка полковник Гусев Иван Николаевич

КРАЕВЕД: С годами не ослабевает интерес к нашей истории, тем более к тем событиям, которые происходили на территории нынешнего Светлоярского района. Посещая эти боевые места, меня никогда не покидают мысли о том, в каких условиях защищали нашу Родину солдаты в 1942 году. Видя карты военного времени, можно день за днем представлять ход боевых действий. Особенно ожесточенными были бои в районе современных поселков Привольного, станции Абганерово, Приволжского, Цацы, Дубового Оврага, Северного, Наримана. Мы можем видеть на картах, какие полки каких дивизий или бригады стояли насмерть на наших рубежах. И особенную храбрость проявляли курсантские полки.
ИСТОРИК: Правда, на южных рубежах сражались курсанты Грозненского, Житомирского, двух Орджонекидзевских, Краснодарского и Винницкого училищ. Чем курсанты отличались от рядовых бойцов? Они прошли отличную подготовку, практически готовы были уже получать офицерские звания «младших лейтенантов» и идти в бой командирами взводов. Из-за такой настоящей профессиональной подготовки они представляли собой серьезную силу. Правда, эти курсантские полки были сформированы наспех, не получив зачастую положенного им оружия.
Я училась в Привольненской школе, где есть замечательный музей. Там есть документы, связанные с курсантами – описания, письма, причем до сих пор не опубликованные нигде. Я помню свое волнение, когда читала их. Наверное, с этим был связан и мой выбор профессии. До сих пор я считаю себя обязанной не отпускать эту тему и надеюсь, что рано или поздно к ней еще вернусь.
КРАЕВЕД: А ко мне попали документы, собранные когда-то специалистами музея курсантских полков Волгоградского государственного университета. Инициатором создания этого музея была Тамара Батырбековна Калмыкова, участница Сталинградской битвы, служившая в курсантском полку Сталинградского училища связи. Ее очень поддерживал первый ректор ВолГУ Максим Матвеевич Загорулько. Я процитирую эти материалы. Напомню, что Волгоградский университет стоит на подступах к Лысой горе.
«Я приглашаю вас в музей… Наверное, нет ни кусочка земли на Лысой горе, не обагренного кровью солдата. Хотя, поднимаясь каждый день к университету и размышляя о его не очень-то приятном географическом положении, не каждый студент задумывается, как 60 лет [теперь уже 80 лет] назад его ровесник – курсант, так же, против ветра, но ползком пробирался к спасительному укрытию. Или шел в атаку с криком “Ура!” и оружием в руке навстречу вражескому танку. Они были совсем молоды, эти мальчики-курсантики, и многие остались такими навечно. Они многого не успели сделать. Не успели стать офицерами – их только аттестовали на звания младших лейтенантов, а погоны они должны были надеть после боевой “практики”. Не успели написать последнее письмо домой – и многие семьи до сих пор не знают, где и как погиб их сын, брат… Они не успели полюбить, вырастить детей и еще очень многого, что у каждого из нас впереди. Они не успели жить… Но они живы в нашей памяти!..»
И далее: «Их было восемь, курсантских полков. Еще вчера это были военные училища – Винницкое, Житомирское, два Орджоникидзевских, Краснодарское… Их вывезли, сохранили как кузницы лейтенантов, а теперь вынуждены были бросить навстречу танкам врага. Когда они вышли из боев, из них с трудом собрали один полк, и тот половинного состава», – писала газета «Правда» 24 августа 1982, когда страна праздновала 40-летие Сталинградского сражения. По неполным данным, в Сталинградской битве участвовало более 30 тысяч курсантов и 2 тысячи преподавателей из более чем 25 училищ. Большинство из них героически погибли. Основной причиной крайне скудных сведений о курсантских полках является то, что штабов у них не было, поэтому и сколько-нибудь обстоятельной документации не велось. Об их доблести мы можем узнать из рассказов участников тех далеких событий и по сохранившимся реликвиям военных лет, письмам».
ИСТОРИК: Как точно сказано! Поэтому важно публиковать оставшиеся документы о подвигах курсантов. Я помню, как знакомилась с письмами и воспоминаниями бывшего курсанта Житомирского полка Хижняка Ивана Гавриловича, у меня остались записи с тех пор.
«Бои носили жесткий характер. У нас не было тяжелого оружия, но курсанты не знали такого слова – отступление. Мы несли большие потери, и земля Светлоярского района в треугольнике 74 км – совхоз имени Юркина – село Тебектенерово пропитана кровью командиров и курсантов Житомирского курсантского полка. Эта земля хранит тайну наскоро погребенных сотен и тысяч героев, оставшихся до сих пор безвестными. Последний бой для нашего полка был 29 августа 1942 года. Командование фронта и 64 Армии в ночь с 28 на 29 августа сняло две соседние с нами дивизии (204 сд и 29 сд) и отвело назад на речку Червленая, а нас курсантов никто об этом не предупредил. Утром 29 августа по боевым порядкам полка был нанесен сильный удар танковыми дивизиями 4 танковой армии немцев, с восхода солнца на наши окопы обрушился шквал артиллерийского огня из сотен орудий, после артподготовки бомбовые и штурмовые удары, где-то с 8 часов утра двинулась армада танков. Наш курсантский взвод дрался до последнего курсанта и командира. Мы вели бой, пока не были раздавлены громадой танков… полк прекратил свое существование, большая часть курсантов погибли на поле боя, раненые попали в плен».
КРАЕВЕД: А до Тебектенерово курсанты Житомирского полка сражались в районе разъезда 74-го километра?
ИСТОРИК: Хижняк и об этом писал в своих воспоминаниях. Кроме личного оружия, ему пришлось нести на себе разобранный пулемет «Максим». В районе разъезда на них слева и справа наступали группы по 30-40 танков, потом шли цепи румынов. Бои были страшными, продолжались несколько дней, они теряли товарищей, порой доходило до рукопашных схваток. А в середине августа они маршем подошли к совхозу Юркина (ныне – поселок Привольный). Как написано в воспоминаниях, в центре совхоза был пруд, в котором им очень хотелось освежиться, но… Война. А сколько раз я была у этого пруда, когда жила в Привольном! Потом они отошли к Тебектенерово.
КРАЕВЕД: В материалах музея ВолГУ есть рассказ еще об одном бое. «В самый критический момент сражения полковник Гусев бросает свой последний резерв – роту автоматчиков – в бой. В этих боях особо отличился командир курсантского взвода 3-го батальона лейтенант Чебриков В.М. Благодаря героизму и мужеству курсантов этого взвода удалось удержать напор врага, вынести знамя училища и смертельно раненого командира курсантского полка полковника Н.А. Гусева. Почти весь взвод лейтенанта Чебрикова погиб. У него осталось в живых всего два курсанта. Вскоре и он получает ранение. Об этом так вспоминал Виктор Михайлович Чебриков: «Память возвращает в те дни, когда командиром взвода 3-го батальона, совсем молодым лейтенантом вместе с моими боевыми друзьями житомирцами сражался с ненавистным врагом в приволжских степях. Да и как можно это забыть!? Как можно забыть разъезд 74 км, схватку у села Тебектенерово, где я 13 августа 1942 г. был ранен и по этой причине оставил поле боя». Виктор Михайлович Чебриков в 1980-х годах был членом Политбюро ЦК КПСС и Председателем КГБ СССР.
Спасибо вам за рассказ о курсантах. Согласитесь, что они своими подвигами достойны того, чтобы больше говорили о них, изучали их боевой путь. Музей курсантских полков, который находится в ВолГУ, давно не пополняется и в университете научная работа о курсантах не ведется.
ИСТОРИК: Да, воспоминания курсантов еще ждут своих исследователей. Молодые ребята не успели получить свои звездочки. Их звезды, к сожалению, горят на памятниках братских могил. Но ведь не все еще найдены и перезахоронены. Вечная слава и память тем, кто погиб защищая родную землю. У них впереди была жизнь, а за спиной — Родина. Они выбрали второе. Поэтому хочется привести строки поэта, участника Великой Отечественной войны Григория Поженяна:

• Ветераны Житомирского курсантского полка: Хижняк Иван Гаврилович (слева), Чмыль Алексей Михайлович

В белом сне, в белом сне,
Как оттаявшие льдинки,
По реке любви кувшинки,
От тебя плывут ко мне,

В синем сне, в синем сне
От порога до порога,
По тропе любви дорога
От тебя бежит ко мне.

В красном сне, в красном сне,
В красном сне бегут солдаты,
Те, с которыми когда-то
Был убит я на войне…

Материал подготовили наши корреспонденты
ИСТОРИК –
Ирина Романова
КРАЕВЕД –
Александр Смирнов