Пароход «Ваня-коммунист»

0
384
views

В войну прямо у Светлого Яра затонуло судно

Был построен для мирных целей, втянут в противоборство в Гражданскую войну и погиб во время Великой
Отечественной. Всё это – о пароходе с интересным названием.

Жительнице Светлого Яра Нине Картушиной – 90 лет. Ее биография тесно переплелась с историей Светлого Яра. Вот что рассказывает Нина Ивановна:
-В девичестве моя фамилия была Шеховцова. Я родилась в Светлом Яре и всю жизнь тут живу. Моя мама Пелагея Федоровна была бригадиром в рыбколхозе «Фронтовик». Боевая она была… Мой отец умер, когда мне было полтора года. Мама потом вышла замуж за Михайлевского Василия Ильича. Он был добрый, заботился о нас. Его забрали сразу после начала войны, и он пропал без вести. Братьев моего родного отца тоже забрали на фронт, почти все погибли. А нас эвакуировали за Волгу, с коровой. Мы жили в колхозной землянке, потом нам вырыли отдельные землянки. В них мы перезимовали, а весной, уже после освобождения Сталинграда, вернулись домой. А нашего дома уже не было – в него попала бомба. Мама продолжала работать в рыбколхозе, она осталась одна с двумя детьми. Мы стали жить сначала в съемной кухоньке, а после войны в 1945 году мама взяла ссуду в Госбанке, и мы купили отдельный домик. После окончания школы я тоже устроилась в рыбколхоз и проработала там 48 лет заместителем главного бухгалтера. В 30 лет вышла замуж. Муж у меня был очень хороший человек, 13 лет уже как его нет. У меня есть дочка, живет в Котово, работала учительницей, но уже несколько лет болеет.
Рассказала Нина Ивановна и об одном из самых волнующих воспоминаний из светлоярского военного детства.
-Однажды нам кричат: «Погиб Ваня-коммунист». Мы побежали на берег, рядом с колхозной пристанью, где сейчас стоит памятник переправе. Только там я узнала, что «Ваня-коммунист» — это не человек, а пароход. Он подорвался на мине в районе военного городка (нынешнего поселка Краснофлотского). Пароход наскочил на мину одной стороной, и все, кто был с этой стороны на пароходе, погибли, а с другой – спаслись. Нам сказали, что капитану парохода придавило руки, и он погиб вместе с пароходом. Я сама видела, как на пристани одну пострадавшую с парохода женщину двое мужчин повели под руки, посадили в машину и куда-то повезли.
Дополним рассказ Нины Ивановны. Знаменитый пароход «Ваня-коммунист» был построен в 1911 году в Нижнем Новгороде и изначально назывался «Дегтя-ревъ». В 1919 году ему было присвоено имя «Ваня-коммунист» в честь подбитой в 1918 году белогвардейцами канонерской лодки «Ваня № 5».
В гражданскую войну пароход волею людей был втянут в водоворот противоборства красных и белых. Вот что рассказывает председатель Совета ветеранов села Солодники Аркадий Иванович Кашлев:
-Этот пароход подошел к Солодникам в то время, ког-да белогвардейцы захватили центр нашего села. С «Ваникоммуниста» были обстреляны церковь и окрестные дома, после чего в селе начался пожар, уничтоживший треть села.
Об этом пароходе многое знает специалист по истории волгоградского речного флота Виктор Коваль:
-После 1920 года «Ванякоммунист» был разоружен и демобилизован для мирной работы на Волге. Во время Великой Отечественной войны пароход имел на борту орудие системы Канэ, зенитные орудия. Перевозил топливо, воинские грузы, экипаж – 24 человека. 13 мая 1943 года (по другим данным – 15 мая) колесный пароход-нефтевоз «Ваня-коммунист» шел с грузом из Астрахани и за 2 часа до прибытия в Сталинград подорвался на магнитной мине. Погибли многие члены экипажа: капитан Панин Александр Федорович, штурман Князев Кузьма Платонович, механик Туманов И. К. и вся его семья, помощник механика Казанов Алексей Алексеевич, кок Внукова Евгения Георгиевна – всего, по одним данным, погибли 17 членов экипажа, по другим – более 20. По описаниям, взрывом было разрушено машинно-котельное отделение.
В октябре 2020 года была проведена экспедиция по поиску затонувшего судна «Ваня-
коммунист» с целью его поднятия и музеефицирования. Инициатор экспедиции – волгоградское отделение Российского военно-исторического общества (РВИО). Остов парохода был найден в Волге, в паре километрах от Светлого Яра прямо на судовом ходу, на глубине 15-20 метров. За прошедшие 80 лет течение уничтожило все, кроме остова, так что поднимать уже просто нечего. От этой идеи пришлось отказаться. Возможно, когда-нибудь на берегу Волги будет установлен мемориальный знак в память об этом пароходе и членах его экипажа.

Александр Смирнов
Фотоколлаж предоставил В. Коваль