Реклама в СССР

0
707
views

В этом году отмечается 100 лет образования СССР. Открываем новую рубрику «Ретро», в которой вспомним о жизни в исчезнувшей стране.

Назойливая реклама – постоянный спутник каждого современного дня. И очень часто от людей старшего
поколения можно услышать слова о том, как хорошо раньше жили без рекламы. Но действительно ли ее не было?

Да, в первые годы советской власти вся дореволюционная реклама (а она в России была очень развита) была признана способствующей капиталистическим настроениям. Вышло постановление «О госмонополии на объявления». На какое-то время реклама в ее классическом виде исчезла совсем, а на ее место пришли политические призывы и лозунги. К тому же в одном из основных источников знания в то время – в Большой Советской энциклопедии реклама определялась как «средство одурачивания покупателей и навязывания им часто бесполезных товаров сомнительного качества».
Однако во времена НЭПа наверху решили, что без частников экономику не поднять. Сформировалась ведомственная комиссия по торговой рекламе. С этого момента стали множиться торговые плакаты. НЭП-экономика пестрела рекламой всех видов продуктов: чулки, косметика, парики, галоши. Самыми крупными производственными объединениями считались «Табакотрест», «Резинотрест», «Моссельпром». В последнем появился первый в истории рекламный отдел. Фабрики, входящие в эту корпорацию, взяли за основу дореволюционные рекламные традиции. Ни до НЭПа, ни весь последующий советский период страна не знала такого изобилия яркой рекламы. Например, стоит только сказать, что многие рекламные слоганы того времени сочинял поэт Владимир Маяковский.
Вот что писал поэт в одной из своих статей: «Какая канцелярщина — «извещает, доводит до сведения, объявляет»! Кто ж на эти призывы пойдет? Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть». Вот одни из самых известных плакатов Маяковского «Лучших сосок не было и нет. Готов сосать до старых лет», «Трехгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон». Резинотрест— защитник в дождь и слякоть. Без галош Европе — сидеть и плакать», «Дождик, дождь, впустую льешь — я не выйду без галош. С помощью Резинотреста мне везде сухое место», «Товарищи девочки, товарищи мальчики! Требуйте у мамы эти мячики». Образцы, над которыми трудились известные художники и литераторы, можно отнести к произведениям искусства.
Существовала специальная комиссия, на суд которой выносились все плакаты. Некоторые отвергались как «потакающие вкусам иностранных потребителей» и «наполненные мещанскими мотивами. Так, упаковки конфет «Экспорт» были отвергнуты из-за изображения негра-невольника, «согбенного под тяжестью тюка товаров».
Далее развитию в стране рекламы способствовал нарком Анастас Микоян. В своей речи на I Съезде работников кооперативной торговли он заявил о необходимости перехода к «современной культурной торговле». Реклама воспринималась ее важным элементом.
Личный переводчик Сталина В. М. Бережков вспоминает рекламу того периода в своих мемуарах: «Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше Политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». Это всё идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу».
Стоит отметить, что в СССР чаще всего рекламировались не конкретные торговые марки, а продукты в целом или государственные предприятия и фабрики. Причем некоторых продуктов с рекламных плакатов не бывало на прилавках магазинов.
А Леонид Гайдай создал целый рекламный фильм — «Спортлото-82». Его история и сюжет представляют собой рекламу государственной лотереи.
По рекламным плакатам легко можно проследить быт советских граждан. Вот, например, один из них рекламирует лед, «который любые продукты, предохранит от порчи». Или ядровое хозяйственное мыло, которое все отстирает. «Эти вещи в дом войдут, облегчат домашний труд» обещает плакат с пылесосом и соковыжималкой. Сейчас у нас есть холодильники, кухонные комбайны, стиральные и посудомоечные машины и много чего еще. Стали ли мы от этого счастливее? Пусть каждый ответит на это сам.

Подготовила Светлана ПЕРЕГУДОВА