Юбилей Волго-Донского судоходного канала

0
288
views

27 июля 1952 года состоялся грандиозный праздник – ввод в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала.

Это была одна изпервых грандиозных трудовых побед советского народа после окончания Великой Отечественной войны. Часть Волго-Донского судоходного канала проходит по Светлоярскому району. Поэтому 70-летие с момента пуска канала в эксплуатацию для нас очень значимая дата.

История

Как утверждают археологи, еще в VII веке до нашей эры скифы, обитавшие в Причерноморье, волоком перетаскивали свои суда через Волго-Донской водораздел. Тысячу лет назад киевский князь Игорь, возвращаясь из греческого похода, перешел волоком с Дона на Волгу и спустился с дружиной к берегам Каспия. Генуэзские и венецианские купцы тоже ходили этим путем. В XVI веке турецкий султан Сулейман, а затем его сын Селим задумали в этом месте проложить «турецкий канал». Эта затея оказалась не-удачной.
Реальная попытка создания канала была предпринята во времена Петра I. При подготовке освобождения Азова в 1696 году через водораздел Волги и Дона переправляли лес для строительства флота и двадцать тысяч войск.
Увидев неудобства «волока», Петр I решил соорудить канал между Волгой и Доном. Был составлен план прокладки канала между Камышиным и Иловлей. Землекопы начали работы. В районе Камышина есть остатки того прорытого канала, называемые «Петровским» валом. Но в 1701 году началась многолетняя война со Швецией, и Петр I вынужден был остановить строительство. Только через столетия мечта народов о соединении Волги и Дона найдет свое воплощение.
В 1911 году профессор Н. П. Пузыревским предложил наиболее обоснованный проект соединения двух рек между Царицыном и Калачом. Но, сначала Гражданская, а затем и Великая Отечественная войны помешали воплощению этих замыслов.
Весной 1943 года, когда затихли бои в Сталинграде, вместе с первыми строителями в разрушенный город пришли первые партии геологов и гидростроителей. В 1948 году завершен проект строительства канала, выполненный институтом «Гидропроект» под руководством С. Жука, впоследствии известного академика. К этому времени он уже имел опыт гидротехнического строительства, в том числе и канала имени Москвы.
Волго-Донской судоходный канал берет свое начало на Волге в Красноармейском районе г. Волгограда и заканчивается на Дону у Калача. По характеру и рельефу местности канал делится на 3 участка: Волжский склон протяженностью 25 км, водораздел — 21 км и Донской склон — 55 км. На Волжском склоне 88-метровый подъем до водораздела преодолевается девятью шлюзами. Далее канал, прорезая глубокую выемку водораздела, входит в Варваровское водохранилище. От водораздела по Береславскому и Карповскому водохранилищам четырьмя шлюзами идет 44-ме-тровый спуск к Дону.
Питание канала водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трех каскадно расположенных насосных станций, каждая производительностью 45 мЗ/с, подающих воду в водораздельный бьеф на нужды судоходства и орошения.
При общей длине канала 101 км водохранилища имеют протяженность 45 км. Искусственные участки выполнены в основном в полувыемках — полунасыпях. Ширина судоходных каналов по дну 38 метров, при навигационном уровне по зеркалу воды — 80 метров.
Масштабы работ и сегодня, спустя 70 лет, представляются гигантскими. За время строительства было перемещено 174 млн. м3 земли, уложено три миллиона кубометров бетона и железобетона, закреплено откосов сооружений на площади 2,9 млн. м2. Смонтировано около 60 тыс. тонн металлоконструкций и оборудования. Для выполнения такого объема работ было использовано 8000 машин и механизмов отечественного производства. Стройка была всенародной. 2000 предприятий выполняли заказы для строительства Волго-Донского судоходного канала. На канале возведено 96 сложных гидротехнических сооружений, в том числе 13 судоходных шлюзов, 3 насосные станции, 22 судоходных канала, 3 плотины, 17 дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения, две паромные переправы, остановочные пункты и многое другое.
В мировой практике не было равных таким высоким темпам гидростроительства. Известно, что Суэцкий канал сооружался 22 года, Панамский – 35 лет.

Музей ВДСК

В Красноармейском районе Волгограда, недалеко от первого шлюза, есть очень интересный демонстрационный участок – музей, входящий в состав филиала ФБУ «Администрация «Волго-Дон» – Волгоградские электрические сети. В нем представлена история проектов, есть диарама «Переволоки», макеты механизмов, задействованных при строительстве канала, начиная с шагающего экскаватора. Особенно впечатляют рабочий стол руководителя стройки, многочисленные документы и личные вещи строителей. Изюминкой экспозиции является подписанный заключенными кирпич, найденный в замурованной нише у 6-го шлюза. Музей, создателем которого была Римма Михайловна Эдельман, посещали многие знаменитые люди из разных стран. Один из американских дипломатов, например, написал в книге отзывов, что это один из самых удивительных музеев в России, которые ему довелось увидеть. Римма Михайловна постаралась, чтобы малые планеты получили значимые для нас названия: «Сталинград», «Волго-Дон».

Настоящее канала

При продолжительности навигации в 200 суток и равномерном движении грузов в обоих направлениях проектная пропускная способность канала составляет 10,9 млн тонн грузов. В настоящее время в течение навигации по каналу перевозится 7-9 млн тонн, 65% из которых нефть и нефтепродукты, при средней длительности навигации 250 суток и движении 80% грузов из Волги в Дон. По каналу проходят сухогрузы и нефтеналивные суда как российских, так и иностранных судоходных компаний.
С середины 1990-х годов на канале проводится реконструкция. Основные этапы реконструкции с 2010 года выполняются в рамках федеральных целевых программ по реализации комплексного проекта реконструкции объектов Волго-Донского судоходного канала. Работы проводятся с применением передовых технологий, с заменой морально устаревшего оборудования современным. Выполнение этих мероприятий позволит каналу служить стране еще долгие годы.
Воды канала питают земли наших светлоярских поселков и предприятий. Мы недавно рас-сказывали про обводнение рыбоводного предприятия «Ергенинский», а также про подпитку сел Большие и Малые Чапурники, Дубовый Овраг, Червленое, Солянка, поселка Нариман. Мы не сможем уже представить себе жизнь без воды из Волго-Донского судоходного канала.